Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУЦИ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Фото В. Арутюнова / РИА Новости М.М. Хуциев. Фото 1981.

ХУЦИ́ЕВ (наст. фам. Ху­ци­шви­ли) Мар­лен Мар­ты­но­вич (р. 4.10.1925, Тиф­лис), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств (1965), нар. арт. СССР (1986). В 1950 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская И. А. Сав­чен­ко). В 1956 де­бю­ти­ро­вал ф. «Вес­на на За­реч­ной ули­це» (совм. с Ф. Е. Ми­ро­не­ром), бла­го­да­ря тон­ко­му со­че­та­нию ли­рич. и со­ци­аль­но­го на­чал оп­ре­де­лив­шим по­эти­ку ки­не­ма­то­гра­фа «от­те­пе­ли». В 1959 по­ста­вил ки­но­по­весть «Два Фё­до­ра». Не­при­выч­ной для отеч. эк­ра­на сво­бо­дой от­ли­ча­ют­ся дра­ма­тур­гич. и ху­дож. по­строе­ние ф. «Мне два­дцать лет» (вы­шел под назв. «За­ста­ва Иль­и­ча» в 1962, в про­ка­те с 1965; пр. Мкф в Ве­не­ции) – лен­та обо­зна­чи­ла но­вое на­прав­ле­ние в отеч. ки­не­ма­то­гра­фе, где сю­жет от­хо­дит на вто­рой план, ус­ту­пая ме­сто эк­зи­стен­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке по­сти­же­ния слож­но­го ми­ра, в ко­то­ром ге­рои пы­та­ют­ся об­рес­ти нравств. опо­ру. Те же творч. прин­ци­пы раз­ви­вал ф. «Июль­ский дождь» (1967), че­рез взаи­мо­от­но­ше­ния совр. гор. ин­тел­ли­ген­ции по­ка­зав­ший дра­му ут­ра­ты ду­хов­ной поч­вы, ис­чез­но­ве­ния при­выч­ных кол­лек­тив­ных свя­зей. В 1970 на ТВ по­ста­вил ли­ри­ко-дра­ма­тич. фильм-«со­стоя­ние» о кон­це вой­ны «Был ме­сяц май», пред­ста­вив­ший кар­ти­ну зем­ли, опус­то­шён­ной тво­рив­шим­ся на ней злом. Ре­лиг. мо­ти­вы воз­ник­ли в ф. «По­сле­сло­вие» (1983) – о встре­че ти­пич­но­го ин­тел­ли­ген­та вре­мён «за­стоя» со сво­им тес­тем, прив­нёс­шим смысл в ре­аль­ность, по­те­ряв­шую ду­хов­ные ко­ор­ди­на­ты. Те­ма под­ве­де­ния ито­гов и про­ща­ния с ми­ром – в ос­но­ве эле­гии «Бес­ко­неч­ность» (1992, пр. Мкф в Бер­ли­не; Гос. пр. РФ, 1993). По­эти­ка ма­гич. «дей­ст­ва» оп­ро­бу­ет­ся ре­жис­сё­ром в ф. «Не­ве­чер­няя» (2017), рас­ска­зы­ваю­щем о встре­че Л. Н. Тол­сто­го и А. П. Че­хо­ва. Ка­ж­дый фильм Х., од­но­го из ве­ду­щих ре­жис­сё­ров 2-й пол. 20 в., ста­но­вил­ся со­бы­ти­ем, от­кры­вав­шим но­вые об­ществ. смыс­лы и прин­ци­пы ки­но­язы­ка. Сре­ди др. филь­мов: до­ку­мен­таль­ные «Алый па­рус Па­ри­жа» (1971), «Лю­ди 1941 го­да» (2001). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. В 1978–2011 пре­по­да­вал во ВГИКе (в 1987–2009 зав. ка­фед­рой ре­жис­су­ры ху­дож. филь­ма), проф. (1990). С 1989 пре­зи­дент Гиль­дии ки­но­ре­жис­сё­ров Рос­сии, с 1998 пред. К-та по иг­ро­во­му ки­но Сою­за ки­не­ма­то­гра­фи­стов. В 1967 в те­ат­ре «Со­вре­мен­ник» по­ста­вил спек­такль «Слу­чай в Ви­ши» А. Мил­ле­ра (вос­ста­нов­лен в 1987). По­чёт­ный приз Мкф в Ло­кар­но за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (2015). На­гра­ж­дён ор­де­ном «За за­слу­ги пе­ред Оте­че­ст­вом» 2-й cтепени (2006).

Лит.: Ту­ров­ская М. М. Ху­ци­ев // Мо­ло­дые ре­жис­се­ры со­вет­ско­го ки­но. Л., 1962; Зор­кая Н. М. Порт­ре­ты. М., 1966; Чер­нен­ко М. М. М. Ху­ци­ев: Твор­че­ский порт­рет. М., 1988.

Вернуться к началу