Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИ́ЛЬФЕРДИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХИ́ЛЬФЕРДИНГ (Hilverding) Франц Ан­тон Кри­стоф (17.11.1710, Ве­на – 29.5.1768, там же), австр. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер. Учил­ся в Па­ри­же у М. Блон­ди. С нач. 1740-х гг. в Ве­не («Бур­гтеа­тер», «Керн­т­нер­тор­теа­тер»). Ста­вил ба­ле­ты разл. жан­ров, в т. ч. не­боль­шие ха­рак­тер­ные сце­ны из гор. бы­та («Пря­диль­щи­ца, или Гол­ланд­ский трак­тир», «Ку­ма, по­дай мне ко­чер­гу» и др.). В 1742 соз­дал 3 пан­то­мим­ных ба­ле­та – пе­ре­ло­же­ния франц. тра­ге­дий «Бри­та­ник» Ж. Ра­си­на, «Идо­ме­ней» П. Кре­бий­о­на и «Аль­зи­ра» Воль­те­ра. Позд­нее об­ра­тил­ся к ми­фо­ло­гич. те­ма­ти­ке, по­ста­вив ли­рич. ба­ле­ты: «Пиг­ма­ли­он», «Вакх и Ари­ад­на», «Ве­не­ра и Адо­нис» и др. В 1759–64 ра­бо­тал в Рос­сии, где соз­дал бо­лее 20 ба­ле­тов, сре­ди ко­то­рых: «При­бе­жи­ще доб­ро­де­те­ли» (1759, сце­на­рий А. П. Су­ма­ро­ко­ва), «Воз­вра­ще­ние Вес­ны, или По­бе­да Фло­ры над Бо­ре­ем» (1760), «Пиг­ма­ли­он, или Ожив­шая ста­туя» (1763), а так­же «Амур и Пси­хея» В. Ман­фре­ди­ни (1762). Вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту. В 1764 вер­нул­ся в Ве­ну, где по­ста­вил ба­ле­ты: «Три­умф люб­ви» и «Лю­бов­ни­ки, за­щи­щён­ные лю­бо­вью» (оба 1765). Один из вид­ней­ших ба­лет­мей­сте­ров эпо­хи Про­све­ще­ния, пред­ше­ст­вен­ник Д. М. Г. Анд­жо­ли­ни и Ж. Ж. Но­вер­ра в соз­да­нии ба­лет­но­го спек­так­ля, в ко­то­ром сю­жет во­пло­ща­ет­ся сред­ст­ва­ми са­мо­сто­ят. ба­лет­но­го дей­ст­вия. Стре­мил­ся к слия­нию тан­ца и пан­то­ми­мы в еди­ное це­лое. Эмо­цио­наль­ная на­сы­щен­ность его ба­ле­тов по­тре­бо­ва­ла об­нов­ле­ния тан­це­валь­ной тех­ни­ки.

Лит.: Го­зен­пуд А. А. Му­зы­каль­ный те­атр в Рос­сии: От ис­то­ков до Глин­ки. Л., 1959; Derra de Moroda Fr. A neglected choreographer: F. A.Chr. Hilverding // The Dancing Times. 1968. June; Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр: От ис­то­ков до се­ре­ди­ны XVIII в. [2-е изд.]. СПб. [и др.], 2008; она же. Рус­ский ба­лет­ный те­атр: От воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. [2-е изд.]. СПб. [и др.], 2008.

Вернуться к началу