Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИДЗИКА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 45

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Курюмова

ХИДЗИКА́ТА (Хид­жи­ка­та) Та­цу­ми (9.3.1928, пре­фек­ту­ра Аки­та – 21.1.1986, То­кио), япон. хо­рео­граф, тео­ре­тик тан­ца, один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей аван­гар­диз­ма. Соз­да­тель тан­це­валь­но­го сти­ля бу­то, наи­бо­лее влия­тель­ной в ми­ре япон. вет­ви со­вре­мен­но­го тан­ца. В 1945 окон­чил Выс­шую тех­нич. шко­лу Аки­та. С 1946 обу­чал­ся тан­цу (с 1949 в То­кио). С 1953 в тан­це­валь­ной ком­па­нии Ан­до Ми­цу­ко. Став ли­де­ром ин­тел­лек­ту­аль­но-ху­дож. бо­ге­мы, в то­кий­ской сту­дии «Зал ас­бе­ста» экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в ду­хе сюр­реа­лиз­ма, да­да­из­ма и хеп­пе­нин­га. На­чи­ная со спек­так­ля «Kinjiki» (1959) скла­ды­вал­ся стиль «тём­ный та­нец» («An­kokubutoh», позд­нее – бу­то; ха­рак­тер­но об­ра­ще­ние к та­буи­ро­ван­ным те­мам – жес­то­кость, на­си­лие, го­мо­сек­суа­лизм и т. п.), окон­ча­тель­но офор­мив­ший­ся на ру­бе­же 1960–70-х гг. В соль­ном спек­так­ле «Вос­ста­ние те­ла» (1968), в про­ек­те «На­зад в То­хо­ку», се­рии пер­фор­ман­сов, спек­так­ле «Twenty-seven Nights for Four Seasons» (все 1972) и др. оп­ре­де­ли­лась осн. чер­та его твор­че­ст­ва – склон­ность к по­сто­ян­ным те­лес­ным и мен­таль­ным транс­фор­ма­ци­ям. Танце­валь­ная тех­ни­ка Х., мыс­лив­ше­го те­ло как ог­ром­ный со­суд, со­дер­жа­щий всю че­ло­ве­че­скую па­мять, от мла­ден­че­ст­ва до смер­ти, свя­за­на с ме­та­фо­рой при­род­ных про­цес­сов (в т. ч. уми­ра­ния) и вклю­ча­ет уг­ло­ва­тую, не­сфо­ку­си­ров. пла­сти­ку, мед­лен­ные транс­фор­ма­ции те­лес­ных форм; кри­во­но­гую по­ступь с цен­тром тя­же­сти как мож­но бли­же к зем­ле, пар­тер­ные по­зы. Лю­би­мый об­раз Х. – «упав­ший и, воз­мож­но, мёрт­вый че­ло­век, ко­то­рый пы­та­ет­ся вос­стать». В об­раз­ах смер­ти и фи­зич. урод­ст­ве Х. об­на­ру­жи­вал кра­со­ту и тай­ну жиз­ни. С сер. 1970-х гг., уже не вы­сту­пая как тан­цов­щик, про­дол­жал пре­по­да­вать, ста­вить, пи­сать ста­тьи. Твор­че­ст­во Х. и в 21 в. ока­зы­ва­ет ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие совр. тан­ца и те­лес­ных прак­тик в ми­ре.

Лит.: Hijikata Tatsumi: The words of Butoh // The Drama Review. 2000. Vol. 44. № 1; Baird В. Hijikata Tatsumi and Butoh: Dancing in a pool of gray grits. Basingstoke, 2012.

Вернуться к началу