Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ЙФИЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 18-19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ХЕ́ЙФИЦ Ио­сиф Ефи­мо­вич [4(17).12.1905, Минск – 24.4.1995, С.-Пе­тер­бург], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1964), Ге­рой Соц. Тру­да (1975). В 1927 окон­чил Ле­нингр. тех­ни­кум эк­ран­но­го иск-ва, в 1930 – Ин-т ис­то­рии ис­кусств. В ки­но на­чи­нал как сце­на­рист. С 1929 ре­жис­сёр в со­дру­же­ст­ве с А. Г. Зар­хи, с ко­то­рым, ос­та­ва­ясь в рам­ках эс­те­ти­ки со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма, сни­мал раз­но­жан­ро­вое ки­но – со­ци­аль­ную дра­му «Ве­тер в ли­цо» (1930), мо­раль­но-этич. ме­ло­дра­му «Пол­день» (1931), ис­то­ри­ко-ре­во­люц. ки­но­по­весть «Моя Ро­ди­на» (1933), ли­рич. ко­ме­дию «Го­ря­чие де­нёч­ки» (1935). Наи­бо­лее ус­пеш­ные кар­ти­ны – «Де­пу­тат Бал­ти­ки» (1937, Гран-при Ме­ж­ду­нар. вы­став­ки в Па­ри­же; Гос. пр. СССР, 1941; пр. Мкф в Ве­не­ции) и «Член пра­ви­тель­ст­ва» (1940, от­ли­ча­ет­ся точ­ным ощу­ще­ни­ем де­ре­вен­ской фак­ту­ры, ра­бо­той с де­та­ля­ми и фо­ном). Особ­ня­ком сто­ит ф. «Ма­ла­хов кур­ган» (1944), в ко­то­ром вы­ра­зи­тель­ность мор­ских бое­вых эпи­зо­дов уси­ли­ва­ет тре­вож­ное со­стоя­ние, про­рас­таю­щее глу­бо­ким тра­гиз­мом. С 1950 ра­бо­тал са­мо­стоя­тель­но. Но­вые под­хо­ды к реа­ли­стич. про­стран­ст­ву от­крыл ф. «Боль­шая се­мья» (1954, пр. Мкф в Кан­не). Не­вос­тре­бо­ван­ный ра­нее отеч. эк­ра­ном тип ге­роя-ин­тел­ли­ген­та пред­ста­ви­ли лен­ты «Де­ло Ру­мян­це­ва» (1956, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри) и «До­ро­гой мой че­ло­век» (1958). Ме­ж­ду­нар. из­вест­ность при­нес­ла ли­рич. эк­ра­ни­за­ция по­вес­ти А. П. Че­хо­ва «Да­ма с со­бач­кой» (1960, пр. Мкф в Кан­не), но­ва­тор­ские ре­жис­сёр­ские прин­ци­пы ко­то­рой раз­ви­ты в филь­мах «Пло­хой хо­ро­ший че­ло­век» (1973) и «Ася» (1978). Вни­мани­ем к совр. че­ло­ве­ку от­ме­че­ны ки­но­по­весть о це­ли­не «Го­ри­зонт» (1962), ме­ло­дра­ма «День сча­стья» (1964). Ф. «Един­ст­вен­ная…» (1976) рас­ска­зы­ва­ет о без­ра­до­ст­ной про­винц. жиз­ни, «Впер­вые за­му­жем» (1980, Гран-при Мкф в Кар­ло­ви- Ва­ри) – о внутр. оди­ноче­ст­ве мо­ло­дой жен­щи­ны. Гро­те­ско­вые крас­ки, ост­ро­та ин­то­на­ции, жё­ст­кий ана­лиз от­ли­ча­ют филь­мы «Шу­роч­ка» (1983), «Под­су­ди­мый» (1986), «Вы чьё, ста­ри­чьё?» (1988), «Бро­дя­чий ав­то­бус» (1990). Сре­ди др. филь­мов: «Его зо­вут Су­хэ-Ба­тор» (1942), «Во имя жиз­ни» (1947), «Дра­го­цен­ные зёр­на» (1948), «Ог­ни Ба­ку» (1958), до­ку­мен­таль­ный ф. «Раз­гром Япо­нии» (1945; Гос. пр. СССР, 1946) – все совм. с Зар­хи; «Въ го­родъ С.» (1967), «Са­лют, Ма­рия!» (1971), ху­дож.-до­ку­мен­таль­ный ф. «Вспом­ним, то­ва­рищ!» (1987). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1975).

Соч.: Вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти сце­на­рия // Во­про­сы ки­но­дра­ма­тур­гии. М., 1956. Вып. 2; О ки­но. Л.; М., 1966; Фио­ле­то­вый гусь и дру­гие ки­но­ис­то­рии. Л., 1970; Жизнь в ки­но. М., 1978 (совм. с И. С. Сав­ви­ной).

Лит.: Пет­ро­вич А. И. Хей­фиц. [М., 1965]; Сэп­ман И. Уро­ки ре­жис­сер­ско­го мас­тер­ст­ва // Heвa. 1978. № 9; Вен­ге­ров В. Мо­ло­дость мaстepa // Ис­кус­ст­во ки­но. 1981. № 1.

Вернуться к началу