Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИ́ЛСОН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 718-719

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Клейман

УИ́ЛСОН (Wilson) Ро­берт (р. 4.10.1941, Уэй­ко), амер. ре­жис­сёр, ху­дож­ник, чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и лит-ры (2000). В Нью-Йор­ке в 1965 по­лу­чил ху­дож. об­ра­зо­ва­ние в Ин-те Прат­та, в 1968 ос­но­вал «Шко­лу Бер­да Хофф­мана для ме­не­ст­ре­лей» («Byrd Hoffman school for byrds»), с уче­ни­ка­ми ко­то­рой реа­ли­зо­вы­вал свои пер­вые сце­нич. экс­пе­ри­мен­ты. Ста­вил мно­го­ча­со­вые и мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции, близ­кие иск-ву пер­фор­ман­са: «Взгляд глу­хо­го» (1970, Айо­ва), «Жизнь и смерть Ио­си­фа Ста­ли­на» (1973, Ко­пен­га­ген), опе­ра-кан­тата Ф. Глас­са «Эйн­штейн на пля­же» (1976, Авинь­он). Ос­но­ва­тель и ру­ко­во­ди­тель ху­дож. цен­тра «Во­дя­ная мель­ни­ца» (Нью-Йорк, 1992). От­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность ре­жис­сёр­ско­го ме­то­да У. – при­ори­тет ви­зу­аль­но­го и зву­ко­во­го об­раза над тек­стом. Ра­бо­та над спек­так­лем на­чи­на­ет­ся с соз­да­ния све­то­вой пар­ти­ту­ры, са­мое при­сталь­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся гри­му, сце­но­гра­фии, пла­стич. ри­сун­ку. Ме­та­фо­рич. ряд сце­нич. ком­по­зи­ций У. сло­жен и от­крыт разл. ин­тер­пре­та­ци­ям. Дей­ст­вие в его спек­так­лях не ско­ва­но при­чин­но-следств. свя­зя­ми, тя­го­тея к эс­те­ти­ке сюр­реа­лиз­ма и по­стмо­дер­низ­ма. Сре­ди спек­так­лей: «Гам­лет-ма­ши­на» Х. Мюл­ле­ра (1986, Нью-Йорк), «Чёр­ный всад­ник» У. Бер­ро­уза и Т. Уэйт­са (1990, Гам­бург), опе­ра «Ма­дам Бат­тер­фляй» Дж. Пуч­чи­ни – об­ра­зец сце­нич. ми­ни­ма­лиз­ма (1993, Па­риж; 2005, моск. Боль­шой те­атр), «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» Б. Брех­та и К. Вай­ля (2007) и «Со­не­ты Шек­спи­ра» (2009, оба – «Бер­ли­нер ан­самбль»), «Ста­ру­ха» Д. Харм­са (2013, Ман­че­стер), «Сказ­ки Пуш­ки­на» (2015, Те­атр На­ций, Мо­ск­ва), «Тра­виа­та» Дж. Вер­ди (2015, Те­атр Лин­ца, Ав­стрия; 2016, Перм­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та). Вы­сту­па­ет так­же как скульп­тор и ди­зай­нер.

Соч.: The theater of images. N. Y., 1984; Structure and creativity. Brakel, 2007.

Лит.: Бе­рез­кин В. И. Р. Уил­сон. М., 2003; Otto-Bernstein K. Absolute Wilson: The bio­graphy. Munich; N. Y., 2006; Röttger J. Wil­son’s world. B., 2009.

Вернуться к началу