Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРЧАНИ́НОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 578

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Е.Д. Турчанинова – Мавра Тарасовна («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского).

ТУРЧАНИ́НОВА Ев­до­кия Дмит­ри­ев­на [2(14).3.1870, Мо­ск­ва – 27.12.1963, там же], рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1943). С 1891, по окон­ча­нии дра­ма­тич. кур­сов при Моск. те­ат­раль­ном уч-ще (класс А. П. Лен­ско­го), в Ма­лом те­ат­ре. На­чина­ла как ко­ме­дий­ная ак­три­са и тра­вести (Та­ня – «Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го, Ли­за – «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва, Ке­ру­би­но – «Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше) и в ро­лях хара́к­терных ста­рух (Клуч­ки­на – «Бе­до­вая ба­буш­ка» А. Н. Ба­же­но­ва; Фёк­ла Ива­нов­на – «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля). При ана­ли­тич. под­хо­де к ро­ли в иг­ре до­би­ва­лась не­по­сред­ст­вен­но­сти, на­хо­дя осо­бые ме­ло­ди­ку ре­чи и про­из­но­ше­ние для ка­ж­до­го пер­со­на­жа. Ску­по поль­зу­ясь жес­том, дос­ти­га­ла его вы­ра­зи­тель­но­сти и смы­сло­вой на­сы­щен­но­сти. Луч­шие ро­ли – в пье­сах А. Н. Ост­ров­ско­го: Ка­ба­но­ва («Гро­за»), Мур­за­вец­кая («Вол­ки и ов­цы»), Мав­ра Та­ра­сов­на («Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше»), Ус­ти­нья На­у­мов­на («Свои лю­ди – со­чтём­ся») и др. Сре­ди др. ро­лей: Фро­зи­на («Ску­пой» Моль­е­ра), ми­ст­рис Форд («Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» У. Шек­спи­ра), За­ха­ров­на («Ста­рик» М. Горь­ко­го), гер­цо­ги­ня Маль­бо­ро («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба), Да­рья Ва­силь­ев­на («Ве­ли­кая си­ла» Б. С. Ро­ма­шо­ва; Гос. пр. СССР, 1948), мис­сис Хиг­гинс («Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу). В 1918–23 пре­по­да­ва­ла на кур­сах при Ма­лом те­ат­ре. Гос. пр. СССР (1943).

Лит.: Е. Д. Тур­ча­ни­но­ва. М., 1959.

Вернуться к началу