ТОВСТОНО́ГОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОВСТОНО́ГОВ Георгий Александрович [15(28).9.1915, по документам – 1913, Тифлис, по др. сведениям, С.-Петербург – 23.5.1989, Ленинград], рос. режиссёр, педагог, теоретик театра, нар. арт. СССР (1957), Герой Соц. Труда (1983). Один из режиссёров, определивших пути развития отеч. театра 2-й пол. 20 в. Из семьи дворянина, инженера-путейца, репрессированного в 1937. В 1938 окончил ГИТИС (педагоги А. М. Лобанов, А. Д. Попов). В Тифлисе: в 1931–1933 в рус. ТЮЗе, с 1938 в Рус. драматич. театре им. А. С. Грибоедова. С 1946 в Москве (в Центр. детском театре и др.). С 1950 гл. режиссёр Ленингр. театра им. Ленинского комсомола. С 1956 гл. режиссёр БДТ им. М. Горького (с 1992 имени Т.): «Лиса и виноград» Г. Фигейреду (1957, 1967), «Божественная комедия» И. В. Штока (1962), «Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила (1967), «Ханума» А. А. Цагарели (1972), «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» П. Зиндела (1977), «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу (1978), «Театр времён Нерона и Сенеки» Э. С. Радзинского (1986) и др. Поиск нового качества сценич. правды, выявление «болевых точек» жизни – центр. тема спектаклей: «Пять вечеров» (1959) и «Моя старшая сестра» (1961) А. М. Володина, «Трасса» И. М. Дворецкого (1959), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1960), «Океан» А. П. Штейна (1961) и др. Разработка совр. темы продолжена в постановках: «Ещё раз про любовь» Радзинского (1964), «Традиционный сбор» В. С. Розова (1967), «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова и «Энергичные люди» В. М. Шукшина (обе 1974), «Последний посетитель» В. Л. Дозорцева (1986) и др. Одно из принципиальных направлений творчества Т. – героич. спектакль, где предметом режиссёрского исследования становились нравств. истоки подвига, природа мужества, отражение истории в судьбе частного человека: «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1960), «Поднятая целина» (1964) и «Тихий Дон» (1977; Гос. пр. СССР, 1978) по М. А. Шолохову, «Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову (1974), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1981), «Рядовые» А. А. Дударева (1985) и др. Работая над классикой, режиссёр выявлял в прошлом истоки совр. противоречий: «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (1957, 2-я ред. 1966), «Варвары» (1959), «Мещане» (1966; Гос. пр. СССР, 1968), «Дачники» (1976) и «На дне» (1987) М. Горького, «Три сестры» (1965) и «Дядя Ваня» (1982) А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Волки и овцы» (1980) и «На всякого мудреца довольно простоты» (1985) А. Н. Островского. Спектакли Т. отличались ясностью сценич. решений, драматич. и эмоциональным напряжением, динамичностью и действенностью в воплощении интеллектуально-философских идей. Психологизм и порой парадоксальность в трактовке драматич. произведений сочетались с постановочным размахом, яркой театральностью. Режиссёр искал пути соединения принципов К. С. Станиславского и Б. Брехта в комедиях «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1962) и «Король Генрих IV» У. Шекспира (1969), дал образцы сложного взаимопроникновения достоверного и условно-поэтического, драматич. и муз. театров в спектакле «История лошади» по рассказу «Холстомер» Л. Н. Толстого (1975, с М. Г. Розовским), в комедии «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1983). Во многих своих постановках выступал как сценограф. Ставил оперы: «Семён Котко» С. С. Прокофьева (1960, ГАТОБ), «Дон Карлос» Дж. Верди (1979, Междунар. оперный фестиваль, Савонлинна, Финляндия); телеспектакли – «Гром на улице Платанов» по Р. Роузу (1961), «Дело по обвинению» Э. Хантера (1967). В 1939–46 преподавал в Тбилисском театральном ин-те, с 1958 – в ЛГИТМиКе (проф. с 1960). Ленинская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1950, 1952), Гос. пр. РСФСР (1986). Награждён орденами Ленина (1967, 1973, 1983).