Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИССЭ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 167-168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ТИССЭ́ (Тис­се) Эду­ард Ка­зи­ми­ро­вич [1(13).4.1897, Ли­ба­ва Кур­лянд­ской губ., ны­не Лие­пая, по др. све­де­ни­ям, Ри­га – 18.11.1961, Мо­ск­ва], рос. ки­но­опе­ра­тор, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1935) и Латв. ССР (1947). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков отеч. опе­ра­тор­ско­го ис­кус­ст­ва. В 1914 окон­чил ча­ст­ную сту­дию жи­во­пи­си и фо­то­гра­фии в Ли­ба­ве. В ки­но с 1915. В 1916–18 во­ен. кор­рес­пон­дент. В 1918–23 опе­ра­тор Все­рос. ки­но­ко­ми­те­та. Са­мо­быт­ное да­ро­ва­ние Т. рас­кры­лось в со­труд­ни­че­ст­ве с С. М. Эй­зен­штей­ном. Уже в пер­вом их ф. «Стач­ка» (1925, совм. с В. В. Хва­то­вым) за­ло­же­ны ос­но­вы ав­тор­ско­го по­чер­ка Т.: ост­рые ра­кур­сы, иг­ра све­то­те­ни, свой­ст­вен­ный эс­те­ти­ке кон­ст­рук­ти­виз­ма точ­ный гра­фич. ритм. В филь­мах «Бро­не­но­сец "По­тём­кин"» (1925), «Ок­тябрь» (1927), «Ста­рое и но­вое» (1929) сти­ле­вое про­стран­ст­во фор­ми­ру­ет­ся ди­на­мич­ным со­че­та­ни­ем экс­прес­сии и до­ку­мен­таль­ной стро­го­сти. В ф. «Да здрав­ст­ву­ет Мек­си­ка!» (1932; впер­вые по­ка­зан в 1979) Т. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с сол­неч­ным све­том и бе­лы­ми фак­ту­ра­ми, при­даю­щи­ми эк­ран­но­му про­стран­ст­ву «воз­душ­ный» ли­ризм (эф­фект при­зрач­но­го ми­ра, «за­ви­са­ния над зем­лёй»). В жё­ст­кой, мрач­но­ва­той ма­не­ре снят «Аэ­ро­град» (1935, совм. с М. Е. Гин­ди­ным и Н. Смир­но­вым), а в ф. «Бе­жин луг» (1935, не за­вер­шён) слег­ка раз­мы­тый кадр соз­да­ёт эф­фект ме­та­фи­зич. ре­аль­но­сти, со­от­вет­ст­вую­щей сю­жет­ным ре­ли­ги­оз­но-фи­лос. смыс­лам. На со­че­та­нии чёр­но­го и бе­ло­го, в ком­по­зи­ци­ях фре­ски по­строе­ны кар­ти­ны «Алек­сандр Нев­ский» (1938) и «Иван Гроз­ный» (1945, на­тур­ные съём­ки; Гос. пр. СССР, 1946; пр. Мкф в Ло­кар­но). В 1952 Т. снял свою пер­вую цвет­ную лен­ту «Ком­по­зи­тор Глин­ка». Сре­ди др. филь­мов: «Ев­рей­ское сча­стье» (1925), «В го­рах Юго­сла­вии» (1946), «Встре­ча на Эль­бе» (1949; Гос. пр. СССР, 1950), до­ку­мен­таль­ный «Вла­ди­мир Иль­ич Ле­нин» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Се­реб­ри­стая пыль» (1953), «Бес­смерт­ный гар­ни­зон» (1956, совм. с З. М. Аг­ра­нен­ко; пр. Мкф в Ве­не­ции). Как ре­жис­сёр поста­вил ко­рот­ко­мет­раж­ный до­ку­мен­таль­ный ф. «Го­ре и ра­дость жен­щи­ны» (1930). С 1921 пре­по­да­вал в Гос­ки­но­шко­ле (ны­не ВГИК; проф. с 1943).

Соч.: За­мет­ки ки­но­опе­ра­то­ра // Вос­по­ми­на­ния о В. И. Ле­ни­не. М., 1957. Ч. 2; Ки­но­хро­ни­ка пер­вых лет ре­во­лю­ции // Ис­кус­ст­во мил­лио­нов. М., 1958; Ha том мы сто­им // Ис­кус­ст­во ки­но. 1979. № 2.

Лит.: Си­мо­нов А. Э. К. Тис­сэ // Де­сять опе­ра­тор­ских био­гра­фий. М., 1978. Вып. 1; Эй­зен­штейн С. М. Не­рав­но­душ­ная при­ро­да. М., 2004–2006. Т. 1–2.

Вернуться к началу