Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́ЛЕШО́ВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 13

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТЕ́ЛЕШО́ВА (Те­ле­ше­ва) Ека­те­ри­на Алек­сан­д­ров­на (1804–1857), рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та. Мать Н. А. Те­ле­шо­ва. В 1819 впер­вые вы­сту­пи­ла на пе­терб. сце­не (Ги­ме­ней – «Зе­фир и Фло­ра» К. А. Ка­во­са). В 1823 окон­чи­ла С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги Ш. Л. Дид­ло и Е. И. Ко­ло­со­ва). С 1824 в труп­пе с.-пе­терб. Боль­шо­го те­ат­ра, где вско­ре за­ня­ла ве­ду­щее по­ло­же­ние: Ли­за («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» Ф. Ге­роль­да), Фе­нел­ла (опе­ра «Не­мая из Пор­ти­чи» Д. Обе­ра), Луи­за («Де­зер­тир» на му­зы­ку П. Мон­си­ньи), ним­фа Ас­па­ру­ха («Рус­лан и Люд­ми­ла, или Низ­вер­же­ние Чер­но­мо­ра, зло­го вол­шеб­ни­ка» Ф. Е. Шоль­ца), Фед­ра («Фед­ра и Ип­по­лит» К. А. Ка­во­са и П. Ф. Ту­ри­ка). Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца мн. ба­ле­тов Дид­ло, ут­вер­жда­ла его но­ва­тор­ские прин­ци­пы. Да­ро­ва­ние Т., со­че­тав­шей изя­ще­ст­во в тан­це с дра­ма­тич. та­лан­том, це­ни­ли пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки: К. П. Брюл­лов на­пи­сал с неё кар­ти­ну «Италь­ян­ка у фон­та­на», О. А. Ки­прен­ский соз­дал её порт­рет в кос­тю­ме Зе­лии из ба­ле­та «При­клю­че­ния на охо­те», А. С. Гри­бое­дов по­свя­тил ей вос­тор­жен­ные сти­хи («Те­ле­шо­вой», 1825). В 1842 ос­та­ви­ла сце­ну.

Лит.: Ху­де­ков С. Н. Ис­то­рия тан­цев. П., 1918. Ч. 4; Сло­ним­ский Ю. И. Дид­ло. Ве­хи твор­че­ской био­гра­фии. Л.; М., 1958; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. 2-е изд. СПб. [и др.], 2008; Пле­ще­ев А. А. Наш ба­лет (1673–1899). Ба­лет в Рос­сии до на­ча­ла XIX сто­ле­тия и ба­лет в Санкт-Пе­тер­бур­ге до 1899 г. СПб., 2009.

Вернуться к началу