Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРХА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАРХА́НОВ (наст. фам. Мо­ск­вин) Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [7(19).9.1877, Мо­ск­ва – 18.8.1948, там же], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1937). Брат И. М. Мо­ск­ви­на. На­чи­нал в кон. 1890-х гг. в про­вин­ции, где сыг­рал неск. со­тен ро­лей. Свои­ми учи­те­ля­ми счи­тал М. В. Даль­ско­го, М. М. Пе­ти­па, Н. Н. Си­нель­ни­ко­ва. Осе­нью 1919 при­сое­ди­нил­ся к груп­пе ак­тё­ров МХТ («Ка­ча­лов­ская груп­па»), уча­ст­во­вал в га­ст­ро­лях по югу Рос­сии, Кав­ка­зу, Ев­ро­пе (Фирс и Епи­хо­дов – «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва, Ма­ма­ев – «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го, Лу­ка – «На дне» М. Горь­кого, Страт­тон – «По­топ» Г. Бер­ге­ра). В кон. 1922, во вре­мя га­ст­ро­лей МХАТ в Бер­ли­не, всту­пил в труп­пу те­ат­ра. Де­бю­ти­ро­вал 12.1.1923 в ро­ли Бо­гда­на Ку­рю­ко­ва («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го). Его иск-во от­ли­ча­лось ху­дож. прав­дой, си­лой ти­пи­за­ции, яр­ко­стью, не­три­ви­аль­но­стью ак­тёр­ских приё­мов. Сре­ди луч­ших ро­лей: Гра­до­бо­ев и Ди­кой («Го­ря­чее серд­це» и «Гро­за» Ост­ров­ско­го), Со­ба­ке­вич («Мёрт­вые ду­ши» по Н. В. Го­го­лю), ге­не­рал Пе­че­не­гов («Вра­ги» Горь­ко­го), Фа­му­сов («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Фур­на­чёв («Смерть Па­зу­хи­на» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на). Ре­пер­ту­ар Т. сло­жил­ся пре­им. на основе рус. клас­сич. дра­ма­тур­гии. Из об­ра­зов со­вре­мен­ни­ков вы­де­ля­лась ко­ме­дий­ная роль бух­гал­те­ра Про­хо­ро­ва («Рас­трат­чи­ки» В. П. Ка­тае­ва). Ре­жис­су­рой на­чал за­ни­мать­ся ещё в про­вин­ции («Сне­гу­роч­ка» Ост­ров­ско­го, сезон 1909/10, Ры­бинск). В 1925–27, бу­ду­чи худ. рук. и гл. реж. моск. те­ат­ра «Чет­вёр­тая сту­дия» (впо­след­ст­вии Реа­ли­стич. те­атр), по­ста­вил спек­так­ли: «Не бы­ло ни гро­ша, да вдруг ал­тын» Ост­ров­ско­го, «Тар­тюф» Моль­е­ра, «Це­мент» по Ф. В. Глад­ко­ву, и др. Во МХАТе уча­ст­во­вал в ре­жис­су­ре спек­так­ля «Го­ря­чее серд­це» Ост­ров­ско­го (1926). В 1942–1948 худ. рук. ГИТИСа, пре­по­да­вал мас­тер­ст­во ак­тё­ра, ру­ко­во­дил нац. сту­дия­ми – укр., бе­ло­рус., чу­ваш­ской. Проф. (1939). Сни­мал­ся в филь­мах «Гро­за», «Иу­душ­ка Го­лов­лёв», «Пётр I», «Дуб­ров­ский», «Юность Мак­си­ма» и др. Гос. пр. СССР (1943). На­граж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1938, 1947).

Вернуться к началу