Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРАНТИ́НО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов

ТАРАНТИ́НО (Tarantino) Квен­тин (Квен­тин Дже­ром) (р. 27.3.1963, Нокс­вилл, штат Тен­нес­си), амер. ре­жис­сёр, сце­на­рист. Ра­бо­тал би­ле­тё­ром в пор­но­ки­но­теат­ре и пунк­те ви­део­про­ка­та, по ве­че­рам по­се­щал ак­тёр­ские кур­сы. На­чал пи­сать сце­на­рии и вы­сту­пать в те­ле­шоу. Пер­вый пол­но­мет­раж­ный ф. «Бе­ше­ные псы» (1992, сце­на­рий Т.), став­ший ве­хой в раз­витии не­за­ви­си­мо­го ки­но США, вы­звал от­тор­же­ние у мн. зри­те­лей сце­на­ми по­каз­ной жес­то­ко­сти. В де­бю­те про­яви­лись и др. ха­рак­тер­ные чер­ты дра­ма­тур­гии и сти­ля Т.: чёр­ный юмор, оби­лие разг. сцен на не от­но­ся­щие­ся к дей­ст­вию те­мы, эс­те­ти­за­ция не­нор­ма­тив­ной лек­си­ки. Выс­шей точ­ки эта тен­ден­ция дос­тиг­ла в ф. «Кри­ми­наль­ное чти­во» (1994, пр. Мкф в Кан­не, пр. «Ос­кар» за сце­на­рий), сня­том в жан­ре «не­ону­ар» и по­лу­чив­шем куль­то­вую из­вест­ность. Сю­жет пред­став­ля­ет со­бой по­пур­ри по мо­ти­вам филь­мов ка­те­го­рии «Б» и др. ар­те­фак­тов поп-куль­ту­ры. От­кры­ти­ем Т. ста­ло ра­ди­каль­ное на­ру­ше­ние хро­но­ло­гии по­ве­ст­во­ва­ния, ко­то­рое про­яв­ля­ло его скры­тый аб­сур­дизм. Яр­кий пред­ста­ви­тель по­стмо­дер­низ­ма, окон­ча­тель­но стёр грань ме­ж­ду ин­тел­лек­ту­аль­ным и жан­ро­вым ки­не­ма­то­гра­фом. Филь­мы Т. экс­плуа­ти­ру­ют энер­гию «низ­ких» жан­ров, от «спа­гет­ти-вес­тер­нов» до са­му­рай­ско­го ки­но. Наи­бо­лее зна­чи­те­лен в этом ря­ду кри­ми­наль­ный бое­вик «Убить Бил­ла» (2003–04) по сце­на­рию, раз­ра­бо­тан­но­му Т. вме­сте с ак­три­сой У. Тур­ман. В кар­ти­не от­ра­зи­лось ув­ле­че­ние Т. кит. жан­ром «уся» (фан­та­сти­ка, при­клю­че­ния, вост. еди­но­бор­ст­ва) и итал. «джал­ло» (фильм ужа­сов в со­че­та­нии с эро­ти­кой). Сре­ди др. филь­мов: «Дже­ки Бра­ун» (1997), «До­ка­за­тель­ст­во смер­ти» (2007). По сце­на­ри­ям Т. сня­ты филь­мы «На­стоя­щая лю­бовь» Т. Скот­та (1993), «При­ро­ж­дён­ные убий­цы» О. Сто­уна (1994), «От за­ка­та до рас­све­та» Р. Род­ри­ге­са (1996) и др. На ру­бе­же 20–21 вв. за­вое­вав­ше­го ми­ро­вую по­пу­ляр­ность Т. кри­ти­ко­ва­ли за ци­низм и на­ру­ше­ние ка­но­нов по­лит­кор­рект­но­сти: в ча­ст­но­сти мн. фра­зы из его филь­мов вос­при­ни­ма­лись как ра­си­ст­ские. В бо­лее позд­них филь­мах Т. стре­мил­ся ис­пра­вить ре­пу­та­цию. В «Бес­слав­ных уб­люд­ках» (2009) пред­ло­жил аль­тер­на­тив­ную вер­сию 2-й ми­ро­вой вой­ны, где клю­че­вую роль мсти­те­лей и по­бе­ди­те­лей от­вёл ев­ре­ям. В по­свя­щён­ном эпо­хе раб­ст­ва ф. «Джан­го ос­во­бо­ж­дён­ный» (2012, пр. «Ос­кар» за сце­на­рий) ге­рои­зи­ро­вал чер­но­ко­жих пер­со­на­жей, хо­тя и со­хра­нил при­су­щую его ма­не­ре то­таль­ную па­ро­дий­ность. В 2015 вы­пус­тил ф. «Омер­зи­тель­ная вось­мёр­ка». Вы­сту­па­ет так­же как про­дю­сер и ак­тёр.

Лит.: Bernard J. Q. Tarantino: The man and his movies. N. Y., 1995; Charyn J. Raised by wolves: The turbulent art and times of Q. Ta­rantino. N. Y., 2006; Q. Taran­tino and philo­so­phy. Chi., 2007; Clarkson W. Q. Tarantino: The man, the myths and his movies. L., 2007; К. Та­ран­ти­но: Ин­тер­вью. СПб., 2008.

Вернуться к началу