Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАЛЬО́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАЛЬО́НИ (Taglioni) Фи­лип­по (5.11.1777, Ми­лан – 11.2.1871, Ко­мо), итал. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, ба­лет­мей­стер. Отец М. Таль­о­ни. Ар­ти­стич. дея­тель­ность на­чал в 1794. В 1795–98 пер­вый тан­цов­щик в те­ат­рах Ли­вор­но, Фло­рен­ции, Ве­не­ции, Ту­ри­на и Ми­ла­на. В 1799 со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Па­ри­же у Ж. Ф. Ку­ло­на. В том же го­ду де­бю­ти­ро­вал в Ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца (ны­не Па­риж­ская опе­ра). В 1802–05 пер­вый тан­цов­щик Ко­ро­лев­ской опе­ры в Сток­голь­ме. Зна­чит. часть творч. жиз­ни по­свя­тил хо­рео­гра­фич. об­ра­зо­ва­нию и сце­нич. карь­е­ре доче­ри; мн. по­ста­нов­ки бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны в рас­чё­те на её ис­клю­чит. дан­ные. В 1805–28 ра­бо­тал в те­ат­рах Ве­ны, Мюн­хе­на, Штут­гар­та. По­ста­но­воч­ный де­бют – «Ата­лан­та и Ип­по­мен» (1805, Вена). В 1830–36 ба­летм. Па­риж­ской опе­ры. Сре­ди по­ста­но­вок: «Силь­фи­да» Ж. Шнейц­хоф­фе­ра и «На­та­ли, или Швей­цар­ская мо­лоч­ни­ца» А. Ги­ро­ве­ца и М. Э. Ка­ра­фы ди Ко­ло­бра­но (оба 1832), «Вос­ста­ние в се­ра­ле» Т. Ла­ба­ра (1833), «Бра­зи­лия, или Пле­мя жен­щин» В. Р. Гал­лен­бер­га (1835), «Де­ва Ду­ная» А. Ада­на (1836). Вме­сте с до­че­рью га­ст­ро­ли­ро­вал в С.-Пе­тер­бур­ге, где по­ста­вил ба­ле­ты: «Ги­та­на, ис­пан­ская цы­ган­ка» Ф. Обе­ра и И. Ф. Шмид­та, «Ми­ран­да, или Ко­раб­ле­кру­ше­ние» на му­зы­ку Обе­ра и Дж. Рос­си­ни (оба 1838), «Тень» Л. В. Мау­ре­ра (1839), «Мор­ской раз­бой­ник» Ада­на (1840); «Аг­лая, или Вос­пи­тан­ни­ца Аму­ра» (1841) и «Гер­та, по­ве­ли­тель­ни­ца эль­фид» (1842) Э. И. Кел­ле­ра, и др. Впо­след­ст­вии ра­бо­тал в те­ат­рах Швей­ца­рии, Гер­ма­нии, Ав­ст­рии и Ита­лии (в т. ч. в «Ла Ска­ла»). По­сле 1862 ос­та­вил пе­да­го­ги­ку и сце­нич. дея­тель­ность. Ху­дож. прин­ци­пы, во­пло­щён­ные в луч­шем ба­ле­те Т. – «Силь­фи­да», ста­ли эс­те­тич. ма­ни­фе­стом ро­ман­тиз­ма. По­ста­нов­ка спо­соб­ст­во­ва­ла ут­вер­жде­нию на сце­не но­вой, бо­лее бо­га­той и раз­но­об­раз­ной те­ма­ти­ки, со­вер­шен­ст­во­ва­нию и уг­луб­ле­нию вы­ра­зит. средств и тех­ни­ки клас­сич. тан­ца. Соз­да­ние но­во­го ис­пол­нит. сти­ля бы­ло не­от­де­ли­мо от ре­фор­мы ба­лет­но­го спек­так­ля в це­лом, кос­нув­шей­ся так­же де­ко­рац. оформ­ле­ния и сце­нич. кос­тю­ма.

Лит.: Ху­де­ков С. Н. Ис­то­рия тан­цев. СПб., 1915. Ч. 3; Сло­ним­ский Ю. И. «Силь­фи­да». Л., 1927; Блок Л. Ф. Таль­о­ни и его шко­ла // Клас­си­ки хо­рео­гра­фии. Л.; М., 1937; Адис Л. Тра­ди­ции фран­цуз­ской шко­лы тан­ца // Там же. См. так­же лит. при ст. Та­льо­ни М.

Вернуться к началу