Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАЛЬМА́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 614

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
Ф. Ж. Тальма в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира в переделке Ж. Ф. Дюси).

ТАЛЬМА́ (Talma) Фран­суа Жо­зеф [15 (по др. дан­ным, 16).1.1763, Па­риж – 19.10.1826, там же], франц. ак­тёр. Сын дан­ти­ста. Де­бю­ти­ро­вав на сце­не «Ко­ме­ди Фран­сез» в 1787 в ро­ли Сеи­да («Ма­го­мед» Воль­те­ра), зая­вил о се­бе как о про­дол­жа­те­ле тра­ди­ций А. Л. Ле­ке­на. В твор­че­ст­ве Т. от­ра­зи­лись глу­бо­чай­шие со­ци­аль­ные и ху­дож. пе­ре­ме­ны эпо­хи Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции и на­по­ле­о­нов­ских войн. Ак­тёр чут­ко вос­при­нял идеи Ж. Л. Да­ви­да, под влия­ни­ем ко­то­ро­го ис­поль­зо­вал на сце­не ис­то­рич. и эт­но­гра­фич. кос­тю­мы, порт­рет­ные гри­мы. Скан­дал на спек­так­ле «Брут» Воль­те­ра, ко­гда Т. в ро­ли Про­ку­ла вы­шел на сце­ну в те­лес­ном три­ко и ан­тич­ной ту­ни­ке вме­сто сти­ли­зо­ван­но­го при­двор­но­го кос­тю­ма, обо­зна­чил раз­рыв ме­ж­ду тра­диц. ус­лов­ным сти­лем те­ат­ра и но­ва­тор­ски­ми уст­рем­ле­ния­ми ак­тё­ра. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял ис­то­рич. обу­слов­лен­но­сти ха­рак­те­ра пер­со­на­жа, влияю­щей на пси­хо­ло­гич. тип лич­но­сти. Про­сла­вил­ся ро­лью Кар­ла IX в од­но­им. тра­ге­дии М. Ж. Ше­нье в 1789, соз­дав пси­хо­ло­ги­че­ски прав­ди­вый и слож­ный об­раз, ко­то­рый за­став­лял со­вре­мен­ни­ков за­ду­мать­ся о ро­ли ко­ро­ля в ис­то­рии. Этот спек­такль рас­ко­лол труп­пу Те­ат­ра На­ции (так по­сле ре­во­лю­ции стал на­зы­вать­ся те­атр «Ко­ме­ди Фран­сез») на «чёр­ную эс­кад­ру» сто­рон­ни­ков мо­нар­хии и «крас­ную эс­кад­ру», ко­то­рая во гла­ве с Т. уш­ла в по­ме­ще­ние на ул. Ри­ше­льё и соз­да­ла Те­атр Рес­пуб­ли­ки. На­блю­дая близ­ко три­бу­нов ре­во­лю­ции (дру­жил с Ма­ра­том и На­по­ле­о­ном Бо­на­пар­том), Т. ужас­нул­ся ре­во­люц. тер­ро­ру и чу­дом из­бе­жал гиль­о­ти­ны в 1793, про­хо­дя по де­лу де­пу­та­тов-жи­рон­ди­стов. В 1799 вер­нул­ся во вновь объ­е­ди­нив­шую­ся труп­пу «Ко­ме­ди Фран­сез», вы­сту­пив в ро­ли Род­ри­го («Сид» П. Кор­не­ля). Гл. ме­сто в ре­пер­туа­ре за­ня­ли Отел­ло, Мак­бет, Гам­лет в од­но­им. тра­ге­ди­ях У. Шек­спи­ра (в пе­ре­дел­ке Ж. Ф. Дю­си), в ко­то­рых он вы­сту­пил пер­вым сре­ди франц. ак­тё­ров. Сре­ди др. ро­лей: Орест («Ан­дро­ма­ха» Ж. Ра­си­на), Ман­лий («Ман­лий Ка­пи­то­лий­ский» А. Ла­фо­са). В пе­ри­од Рес­тав­ра­ции га­ст­ро­ли­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Гол­лан­дии; Лю­до­вик XVIII на­зна­чил ему ог­ром­ную еже­год­ную пен­сию, и Т. вер­нул­ся в Па­риж. В ро­лях Эди­па, Сул­лы в од­но­им. тра­ге­ди­ях Эть­ен­на де Жуи про­яви­лись чер­ты ро­ман­тиз­ма. Для Т. мо­ло­дой В. Гю­го на­пи­сал пье­су «Кром­вель», пре­ди­сло­вие к ко­то­рой ста­ло ма­ни­фе­стом ро­ман­тиз­ма во франц. те­ат­ре, но ак­тёр умер, не ус­пев сыг­рать в ней. В по­след­ние го­ды жиз­ни за­ни­мал­ся те­ат­раль­ной пе­да­го­ги­кой. Ему при­над­ле­жат тео­ре­тич. тру­ды об иск-ве ак­тё­ра.

Соч.: О сце­ни­че­ском ис­кус­ст­ве. М., 1888; Ме­муа­ры. М.; Л., [1931].

Лит.: Antoine A. La vie amoureuse de F.-J. Talma. P., [1924]; Па­нов В. А. Ф.-Ж. Таль­ма. М.; Л., 1939; Augustin-Thierry A. Le tra­gédien de Napoléon. F.-J. Talma. P., 1942; Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра. М., 1963. Т. 3; Jouvet L. Tragédie classique et théâtre du XIX siècle. P., 1968; Дейч А. И. Ф.-Ж. Таль­ма. М., 1973; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу