Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУДЗУ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Анарина

СУДЗУ́КИ Та­да­си (р. 20.6.1939, Си­мид­зу, пре­фек­ту­ра Сид­зуо­ка), япон. ре­жис­сёр, круп­ней­ший те­ат­раль­ный дея­тель 2-й пол. 20 в., соз­да­тель по­стмо­дер­ни­ст­ско­го ме­то­да ак­тёр­ско­го тре­нин­га, из­вест­но­го под назв. «ме­тод Суд­зу­ки» (Suzuki method). Обу­ча­ясь в Ун-те Ва­сэ­да, в 1966 ор­га­ни­зо­вал сту­денч. те­ат­раль­ную труп­пу «Ва­сэ­да сё­гэ­кид­зё» (Ма­лый те­атр Ва­сэ­да), по­сте­пен­но пре­вра­тив­шую­ся в проф. кол­лек­тив. В 1976 труп­па пе­ре­бра­лась в гор­ную дер. То­га пре­фек­ту­ры Тоя­ма и по­лу­чи­ла но­вое назв. SCOT (Suzuki Company of Toga). В 21 в. де­рев­ня пред­став­ля­ет со­бой мас­штаб­ный те­ат­раль­ный ком­плекс, со­стоя­щий из 6 те­ат­ров, ре­пе­ти­ци­он­ных за­лов, офи­сов, рес­то­ра­нов, гос­ти­ниц, рас­по­ло­жен­ных в ре­лик­то­вом пар­ке. Здесь про­хо­дят те­ат­раль­ные се­зо­ны С., ме­ж­ду­нар. сим­по­зиу­мы, мас­тер-клас­сы, фес­ти­ва­ли. Луч­ши­ми спек­так­ля­ми С. при­зна­ны кон­цеп­ту­аль­ные вер­сии тра­ге­дий У. Шек­спи­ра («Ко­роль Лир», 1984; «Гам­лет», 1989; «Мак­бет», 1991; «Джуль­ет­та», 1993) и мо­дер­ни­ст­ские ин­тер­пре­та­ции пьес А. П. Че­хо­ва («Три се­ст­ры», 1984; «Виш­нёвый сад», 1986; «Дя­дя Ва­ня», 1988). В 1994 С. в чис­ле уч­ре­ди­те­лей ази­ат. те­ат­раль­но­го фес­ти­ва­ля BeSeTo (Пе­кин– Се­ул–То­кио). В 1995–2007 воз­глав­лял Центр ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств в г. Си­д­зуо­ка («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на, 1999; «Эдип царь» Со­фок­ла, 2000; «Че­хов», 2002, ком­по­зи­ция С.). Сре­ди по­ста­но­вок в Мо­ск­ве: «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра (2004, МХАТ им. А. П. Че­хо­ва), «Элек­тра» Со­фок­ла (2007, Моск. те­атр на Та­ган­ке). Свой ме­тод ак­тёр­ско­го тре­нин­га С. из­ло­жил в не­сколь­ких тру­дах, глав­ный из ко­то­рых – «Те­атр – это что?» (1988). По сво­им за­да­чам он бли­зок ме­то­дам А. Ар­то, Е. Гро­тов­ско­го, опи­ра­ет­ся на прак­ти­ку тра­диц. япон. те­ат­ра, в ча­ст­но­сти но и ка­бу­ки. В ос­но­ве ме­то­да – бес­пре­ко­слов­ное под­чи­не­ние ак­тё­ра во­ле ре­жис­сё­ра, стро­жай­шая са­мо­дис­ци­п­ли­на и кон­цен­тра­ция сил и вни­ма­ния, соз­да­ние но­вой ак­тёр­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти по­сред­ст­вом уг­луб­лён­но­го тре­нин­га те­ла и го­ло­са, дос­ти­же­ния пол­но­го тех­нич. со­вер­шен­ст­ва. Ритм, фор­ма, струк­ту­ра име­ют гла­вен­ст­вую­щее зна­че­ние. В про­ти­во­вес пси­хо­ло­гич. те­ат­ру С. про­воз­гла­сил ло­зунг «Куль­ту­ра – это те­ло!» и раз­ра­бо­тал т. н. грам­ма­ти­ку ног, тео­рию ба­лан­са, а для ак­тё­ра – раз­ные ти­пы по­хо­док. По сце­ни­че­ско­му ри­сун­ку его спек­так­ли близ­ки пла­сти­че­ско­му те­ат­ру, по ат­мо­сфе­ре – сюр­реа­ли­стич­ны. Ме­тод Суд­зу­ки име­ет по­сле­до­ва­те­лей в ми­ре, осо­бен­но в США.

Соч.: The way of acting. [N. Y.], 1993.

Лит.: Ре­жис­сер­ский те­атр. М., 1999. Вып. 1: От Б до Ю; Carruthers I. The theatre of Su­zuki Tadashi. Camb., 2004; Allain P. The theatre practic of Tadashi Suzuki: A critical study with DVD examples. L., 2009.

Вернуться к началу