Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРЕ́ПЕТОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




П. А. Стрепетова. Портрет работы Н. А. Ярошенко. 1884. Третьяковская галерея (Москва).

СТРЕ́ПЕТОВА По­ли­на (Пе­ла­гея) Ан­ти­пьев­на [4(?).10.1850, Ниж­ний Нов­го­род – 4(17).10.1903, С.-Пе­тер­бург], рос. ак­три­са. Те­ат­раль­но­го об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чи­ла. Сце­нич. дея­тель­ность во 2-й пол. 1860-х гг. на­ча­ла в про­вин­ции. В 1872 три­ум­фаль­но де­бю­ти­ро­ва­ла в Ка­за­ни в труп­пе П. М. Мед­ве­де­ва (Ан­не­та – «Се­мей­ные рас­чё­ты» Н. И. и Н. Н. Ку­ли­ко­вых). Вес­ной 1873 впер­вые иг­ра­ла в Мо­ск­ве (Об­ще­дос­туп­ный те­атр Ф. М. Уру­со­ва и С. В. Та­нее­ва). В 1870-х – нач. 1880-х гг. на разл. про­винц. и сто­лич­ных сце­нах (в т. ч. в 1876 уча­ст­во­ва­ла в бе­не­фи­се Е. М. Лев­кее­вой в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре). На эти го­ды при­шёл­ся выс­ший взлёт иск-ва С. В совр. бы­то­вой дра­ме она вос­кре­ша­ла важ­ней­шие чер­ты под­лин­но тра­гич. те­ат­ра. Осн. ро­ли строи­ла на тра­гич. уга­са­нии сти­хий­ных по­ры­вов. Ги­бель её ге­ро­инь вос­при­ни­ма­лась как не­от­вра­ти­мая, и это со­об­ща­ло её иг­ре па­фос со­стра­да­ния и про­тес­та. Вер­ши­на­ми твор­че­ст­ва ста­ли об­ра­зы Ка­те­ри­ны и Ма­рьи Ан­д­ре­ев­ны («Гро­за» и «Бед­ная не­вес­та» А. Н. Ост­ров­ско­го). На­чи­ная роль со сча­ст­ли­во­го, без­об­лач­но­го ве­се­лья, С. по­сте­пен­но до­во­ди­ла ге­рои­ню до край­ней сте­пе­ни от­чая­ния. Сво­бо­ду и лёг­кость пе­ре­во­пло­ще­ния со­че­та­ла с им­про­ви­за­ци­ей в ми­зан­сце­нах и ре­че­вом ри­сун­ке. Ве­ли­ко­леп­но вла­де­ла сти­хо­твор­ной ре­чью. В 1881–1890 иг­ра­ла в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, од­на­ко ско­ро вы­яви­лись рез­кие про­ти­во­ре­чия с ру­ко­во­дством, усу­губ­ляв­шие­ся пря­мым и рез­ким ха­рак­те­ром ак­три­сы. Да­же ус­пех в ста­рых ро­лях и удач­ное вы­сту­п­ле­ние в не­ко­то­рых но­вых (Сте­па­ни­да – «Око­ло де­нег» В. А. Кры­ло­ва по ро­ма­ну А. А. По­те­хи­на; Кру­чи­ни­на – «Без ви­ны ви­но­ва­тые» Ост­ров­ско­го; Ан­на Пет­ров­на – «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва) не смог­ли пре­дот­вра­тить её от­став­ки. В 1890-е гг. га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в про­вин­ции и иг­ра­ла на ча­ст­ных сце­нах сто­лиц. В 1895–96 в те­ат­ре А. С. Су­во­ри­на (Мат­рё­на – «Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го). Се­зон 1899/1900 в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, где по­лу­чи­ла ро­ли Кру­чи­ни­ной («Без ви­ны ви­но­ва­тые»), Ва­лу­но­вой («За­кат» А. И. Сум­ба­то­ва), Кау­ро­вой («Зав­трак у пред­во­ди­те­ля» И. С. Тур­ге­не­ва). Ос­та­лась в ис­то­рии рус. те­ат­ра как од­на из ве­ли­чай­ших тра­гич. ак­трис.

Соч.: Вос­по­ми­на­ния и пись­ма. М.; Л., 1934.

Лит.: Фельд­ман З. П. А. Стре­пе­то­ва. М.; Л., 1947; П. А. Стре­пе­то­ва: Жизнь и твор­че­ст­во тра­ги­че­ской ак­три­сы. М.; Л., 1959; Бень­яш Р. М. П. Стре­пе­то­ва. Л., 1967.

Вернуться к началу