Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРА́СБЕРГ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 286-287

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Клейман

СТРА́СБЕРГ (Strasberg) Ли (наст. имя Из­ра­эль) (17.11.1901, г. Буд­за­нов, Ав­ст­ро-Венг­рия, ны­не с. Бу­да­нов, Ук­раи­на – 17.2.1982, Нью-Йорк), амер. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог. В дет­ст­ве с семь­ёй пе­ре­ехал в США. В 1926 учил­ся у Р. В. Бо­ле­слав­ско­го, с 1925 ра­бо­тал в те­ат­ре «Гилд». В 1931 вме­сте с Х. Клер­ма­ном и Ч. Кро­уфорд соз­дал в Нью-Йор­ке «Груп ти­этр» – пер­вую в США по­сто­ян­ную проф. труп­пу, свя­зан­ную еди­ной ме­то­до­ло­ги­ей. Ру­ко­во­ди­те­ли «Груп ти­этр» ори­ен­ти­ро­ва­лись на ран­ние от­кры­тия К. С. Ста­ни­слав­ско­го, но ис­пы­ты­ва­ли так­же влия­ние Е. Б. Вах­тан­го­ва и В. Э. Мей­ер­холь­да. Фак­ти­че­ски осу­ще­ст­в­ляя ху­дож. ру­ко­во­дство те­ат­ром, С. по­ста­вил спек­так­ли: «Дом Кон­нел­ли» (1931) и «Джон­ни Джон­сон» (1936) П. Гри­на, «Ис­то­рия ус­пе­ха» Дж. Ло­усо­на (1932), «Лю­ди в бе­лом» С. Кин­гс­ли (1933) и др. Изо­бре­та­тель­ный в сво­их по­ста­но­воч­ных ре­ше­ни­ях, С. пу­тём ин­тен­сив­ных тре­нин­гов до­би­вал­ся от ак­тё­ров прав­ди­во­го сце­нич. су­ще­ст­во­ва­ния. С 1948 в Ак­тёр­ской сту­дии (с 1951 худ. рук.), ос­но­ван­ной Э. Ка­за­ном и Р. Льюи­сом для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции проф. ак­тё­ров. Са­мая зна­чит. по­ста­нов­ка это­го пе­рио­да – «Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва (1964). В 1969 для сис­те­ма­тич. обу­че­ния сту­ден­тов ор­га­ни­зо­вал Ин­сти­тут те­ат­ра Ли Страс­бер­га (ны­не Ин­сти­тут те­ат­ра и ки­но Ли Страс­бер­га, Нью-Йорк, Лос-Анд­же­лес). Как пе­да­гог ши­ро­ко из­вес­тен в ка­че­ст­ве ав­то­ра Ме­то­да (The Method), по­зво­ляю­ще­го ак­тё­ру пу­тём тре­ни­ров­ки аф­фек­тив­ной па­мя­ти и во­об­ра­же­ния до­с­тичь пе­ре­да­чи под­лин­ных эмо­ций. Осо­бую зна­чи­мость Ме­тод при­об­рёл в ки­не­ма­то­гра­фе. В раз­ное вре­мя у С. учи­лись М. Бран­до, М. Мон­ро, Дж. Фон­да, А. Па­чи­но, Д. Хофф­ман, Р. Де Ни­ро и др. Иг­рал в филь­мах: «Крё­ст­ный отец», «Кра­си­во уй­ти» (пр. Мкф в Ве­не­ции), «И пра­во­су­дие для всех» и др.

Соч.: A dream of passion: The development of the method. Boston, 1987; Strasberg at the Ac­tors Studio: tape-recorded sessions. N. Y., 1998 (with R. H. Hethmon); The L. Strasberg notes. N. Y.; L., 2010.

Лит.: Adams C. L. Strasberg: The imperfect genius of the Actors Studio. N. Y., 1980; Бут­ро­ва Т. В. Л. Страс­берг: Опыт порт­ре­та // За­пад­ное ис­кус­ст­во: XX век: Ме­ж­ду Пи­кас­со и Берг­ма­ном. СПб., 1997; она же. Аме­ри­кан­ский те­атр: про­шлое и на­стоя­щее. М., 1997; Method acting reconsidered: Theory, practice, future. N. Y., 2000; Чер­кас­ский С. Д. К во­про­су о ло­ги­ке раз­ви­тия сис­те­мы Ста­ни­слав­ско­го, или Вре­мя чи­тать Страс­бер­га // Те­атр. Жи­во­пись. Ки­но. Му­зы­ка. 2011. № 4; Smith W. The real life drama: The Group Theatre and America, 1931–1940. N. Y., 2013.

Вернуться к началу