Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ВА́ЙДА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова

ВА́ЙДА (Wajda) Анд­жей (р. 6.3.1926, Су­вал­ки), польский ре­жис­сёр. В 1946–49 учил­ся в Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (Кра­ков). В 1949 пе­ре­шёл в Выс­шую ки­но­шко­лу (Лодзь), по окон­ча­нии ко­то­рой (в 1954) ра­бо­тал ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра. В пе­ри­од обу­че­ния снял несколько ко­рот­ко­мет­раж­ных филь­мов. Пер­вый пол­но­мет­раж­ный фильм – «По­ко­ле­ние» (1955; Государственная премия ПНР, 1955) о мо­ло­дёж­ном ан­ти­фа­ши­ст­ском под­по­лье в пе­ри­од ок­ку­па­ции – ре­шён в сти­ли­сти­ке, при­бли­жен­ной к итальянскому нео­реа­лиз­му, снят в сво­бод­ной, ес­те­ст­вен­ной ма­не­ре. В. – од­на из клю­че­вых фи­гур «поль­ской шко­лы ки­но» – ху­дожественного дви­же­ния середины 1950–60-х гг., эс­те­ти­че­ски об­ра­щён­но­го к ис­кон­но­му для национальной куль­ту­ры ро­ман­ти­че­ско­му ми­ро­вос­прия­тию и пре­ло­мив­ше­го во­енный опыт наро­да. В филь­мах «Ка­нал» (1957, призы Мкф в Кан­не, Мо­ск­ве, Лон­до­не) и «Пе­пел и ал­маз» (1958, призы Мкф в Ве­не­ции, Западном Бер­ли­не, Ван­ку­ве­ре, Пра­ге), во­шед­шем в зо­ло­той фонд ми­ро­во­го ки­но­ис­кус­ст­ва как об­ра­зец современной тра­ге­дии, В. ра­скры­ва­ет дра­ма­тические судь­бы по­ко­ле­ния, спле­тая те­мы ге­рои­ки и му­читель­но­го по­ли­тического вы­бо­ра, встав­ше­го пе­ред по­ля­ка­ми к концу 2-й ми­ро­вой вой­ны. К во­енной те­ме ре­жис­сёр об­ращал­ся в раз­ные пе­рио­ды твор­че­ст­ва: «Лёт­на» (1959), «Пей­заж по­сле бит­вы» (1970), «Лю­бовь в Гер­ма­нии» (1983), «Пер­стень с ор­лом в ко­ро­не» (1992). Филь­мы «Сам­сон» (1961), «Кор­чак» (1990, премия Мкф в Кан­не) и «Стра­ст­ная не­де­ля» (1995, приз Мкф в Бер­ли­не) по­свя­ще­ны тра­гической судь­бе польского ев­рей­ст­ва. Ра­бо­та над эк­ра­ни­за­ция­ми вы­яви­ла в да­ро­ва­нии В. склон­ность к уни­вер­саль­ным эк­зи­стен­ци­аль­ным раз­мыш­ле­ни­ям, про­ни­ца­тель­ный пси­хо­ло­гизм в со­че­та­нии с искусством вир­ту­оз­ной сти­ли­за­ции: «Уезд­ная ле­ди Мак­бет» по Н. С. Лес­ко­ву (1962), «Пе­пел» по С. Же­ром­ско­му (1965), «Бе­рез­няк» (1971, приз Мкф в Мо­ск­ве) и «Ба­рыш­ни из Виль­ко» (1979) по Я. Иваш­ке­ви­чу, «Свадь­ба» по С. Вы­спянь­ско­му (1973, приз Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не), «Зем­ля обе­то­ван­ная» по В. C. Рей­мон­ту (1974, приз Мкф в Мо­ск­ве; премия ми­ни­ст­ра куль­ту­ры и искусства ПНР, 1975), «Дан­тон» по С. Пши­бы­шев­ской (1983), «Бе­сы» по одноимённому роману (1987), «На­ста­сья» по ро­ма­ну «Иди­от» (1994) Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, «Пан Та­де­уш» по А. Миц­ке­ви­чу (1999), «Месть» по А. Фред­ро (2002), а так­же т/ф «Пи­лат и дру­гие» по ро­ману «Мастер и Мар­га­ри­та» М. А. Бул­га­ко­ва (1971).

А. Вайда. Кадр из фильма «Пан Тадеуш». 1999.

Судь­бам творческих лич­но­стей в ус­ло­ви­ях ав­то­ри­тар­ной сис­те­мы по­свя­ще­ны филь­мы «Всё на про­да­жу» (1969), «Без нар­ко­за» (1978, приз Мкф в Кан­не, главный приз Мкф в Бел­гра­де), «Ди­ри­жёр» (1980, приз Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не). Ис­клю­чи­тель­ное ме­сто в куль­ту­ре по­сле­во­ен­ной Поль­ши за­ни­ма­ет ди­ло­гия «Че­ло­век из мра­мо­ра» – фильм, сто­яв­ший у ис­то­ков на­прав­ле­ния «ки­но мо­раль­но­го бес­по­кой­ст­ва» (1976, приз Мкф в Кан­не), и «Че­ло­век из же­ле­за» (1981, приз Мкф в Кан­не). В этих ра­бо­тах, от­ра­зив­ших про­цесс де­мо­кра­тической со­ли­да­ри­за­ции об­ще­ст­ва, осо­бен­но­сти по­ли­тического ки­не­ма­то­гра­фа на­хо­дят­ся в един­ст­ве с бо­га­той пси­хо­ло­гической раз­ра­бот­кой ха­рак­те­ров. С 1959 В. так­же ра­бо­та­ет в те­ат­ре (в Поль­ше; за ру­бе­жом – в Бол­га­рии, ГДР, ФРГ, США, Ита­лии, Швей­ца­рии, Япо­нии). Боль­шин­ст­во его по­ста­но­вок в те­ат­ре, а так­же на ТВ от­ме­че­но чер­та­ми вы­со­ко­го ро­ман­тиз­ма: «Гам­лет» (1960, 1981, 1989), «Мак­бет» (1969, 2004), «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1990) У. Шек­спи­ра; «Свадь­ба» (1963, 1991), «Но­ябрь­ская ночь» (1974, 1978), «Про­кля­тие» (1997) С. Вы­спянь­ско­го; «Де­ло Дан­то­на» (1975, 1978, 1982) С. Пши­бы­шев­ской; «Ан­ти­го­на» Со­фок­ла (1984); «Фрё­кен Жю­ли» (1988), «Та, что силь­нее» (1991), «Со­на­та при­зра­ков» (1994) А. Стринд­бер­га. В различных те­ат­рах ми­ра по­ста­вил собственные инс­це­ни­ров­ки ро­ма­нов Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (в т. ч. «Бе­сы» – 1971, 1974; «На­ста­сья Фи­лип­пов­на» по «Идио­ту» – 1977, 1989; «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» – 1984, 1986). Ста­вил спек­так­ли в Моск. те­ат­ре «Со­вре­мен­ник» («Как брат бра­ту» Д. Рей­ба, 1972; «Бе­сы», 2004). Сни­ма­ет так­же до­ку­мен­таль­ные филь­мы. Среди фильмов 2000–10-х гг.: «Месть» (2002), «Катынь» (2007), «Аир» (2009), «Валенса. Человек из надежды» (2013). В раз­ные го­ды пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле ки­не­ма­то­гра­фии и те­ат­раль­но­го искусства. В 1972–83 ру­ко­во­дил сту­ди­ей «Х», объ­е­ди­нив­шей ре­жис­сё­ров по­ко­ле­ния 1970-х гг., в 1978–83 воз­глав­лял Со­юз польских ки­не­ма­то­гра­фи­стов. В 1989–91 се­на­тор, в 1992–94 председатель Со­ве­та по куль­ту­ре при Пре­зи­ден­те Рес­пуб­ли­ки Поль­ша.

Приз Мкф в Ве­не­ции (1998) и приз Мкф в Бер­ли­не (2006) за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во. Премия «Ос­кар» «За вы­даю­щий­ся вклад в ки­но­ис­кус­ст­во» (2000) и многие другие. На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (2001). Офицер (1982) и командор (2001) ордена Почётного легиона.

Соч.: Un cinéma nommé dé sir. P., 1986; Wajda Filmy. Warsz., 1996. T. 1–2; Wajda mówi o so­bie. 2 wyd. Kraków, 2000; Podwójne spojr­zenie. Warsz., 2000; O polityce, o sztuce, o so­bie. Warsz., 2000; Дос­то­ев­ский: те­атр со­вес­ти. Б. м., [2002]; Ки­но и все ос­таль­ное. М., 2005.

Лит.: Trinon H. A. Wajda. P., 1964; Чер­нен­ко М. А. Вай­да. М., 1965; Mruklik B. A. Waj­da. Warsz., 1969; Michałek B. The cinema of A. Wajda. L.; N. Y., 1973; Douin J.-L. Wajda. P., 1981; Karpiński M. Teatr A. Wajdy. Warsz., 1991; Nurczyńska-Fidelska E. Polska klasyka literacka według A. Wajdy. Katowice, 1998; Walaszek J. Teatr Wajdy. Kraków, 2003; Teatralny świat A. Wajdy. Kraków, 2003; Filmowy świat A. Wajdy. Kraków, 2003.

  • ВА́ЙДА Анджей (р. 6.3.1926), польск. режиссёр (2006)
Вернуться к началу