АНТОНИО́НИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТОНИО́НИ (Antonioni) Микеланджело (29.9.1912, Феррара – 30.7.2007, Рим), итал. кинорежиссёр, сценарист. Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье. С 1940 сотрудничал в ж. «Cinema», став одним из теоретиков неореализма. В 1942 ассистент М. Карне (ф. «Вечерние посетители»). Дебютировал неореалистич. документальным ф. «Люди с реки По» (1947). Первый игровой фильм – «Хроника одной любви» (1950). Успех принёс ф. «Подруги» (1955, пр. Мкф в Венеции). Подлинный триумф и мировое признание связаны с тетралогией: «Приключение» (1960, пр. Мкф в Канне), «Ночь» (1961; гл. пр. Мкф в Зап. Берлине), «Затмение» (1962; пр. Мкф в Канне), «Красная пустыня» (1964, гл. пр. Мкф в Венеции). А. расширил проблематику неореализма, исследуя психологию человека эпохи послевоенного экономич. бума. В центре внимания А. – болезни совр. общества: эмоциональная усталость, духовное омертвение, тотальная разочарованность и, как следствие, одиночество людей, их неспособность к созиданию. А. создал свой кинематографич. язык, для которого характерны графичность внутрикадрового построения, тягучая замедленность повествования. Внешний мир в его фильмах – проекция мира внутреннего. Метафорой одиночества, душевной опустошённости становятся долгие панорамы пустынных улиц, унылых стен, гор. окраин, на фоне которых человек выглядит бесприютным, потерянным (А. называли «певцом некоммуникабельности»). Автор сценариев к своим фильмам, соавтор сценариев к фильмам «Трагическая охота» Дж. Де Сантиса (1947), «Белый шейх» Ф. Феллини (1952), писал для режиссёров А. Блазетти, Р. Клемана и др. В ф. «Фотоувеличение» («Blow up», 1966; гл. приз Мкф в Канне) поставлен сущностный вопрос – способно ли иск-во постичь правду. В 1970-е гг. в игровом и документальном кино А. обратился к социально-политич. проблематике: «Забриски Пойнт» (1970), «Китай» (1973), «Профессия: репортёр» (1975). В 1980 снял т/ф «Тайна Обервальда», в котором пытался добиться новых худож. эффектов, используя цифровые технологии. Вернувшись к излюбленным темам в ф. «Идентификация женщины» (1982), режиссёр обнаружил исчерпанность своей эстетики 1960-х гг. После тяжёлой болезни только в 1995 вместе с В. Вендерсом А. снял ф. «Там, за облаками» по собств. рассказам 1960-х гг. из сб. «Тот кегельбан над Тибром» («Quel bowling sul Tevere», 1983); в 2004 – эпизод «Опасная связь вещей» в киноальманахе «Эрос». В 2004 поставил новеллу в ф. «Эрос».
Пр. Мкф в Канне за вклад в киноискусство (1982), пр. «Оскар» за творчество (1997).