Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИОМЕХА́НИКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Песочинский

БИОМЕХА́НИКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ, теория и практический метод актёрского творчества; наука о законах механического движения в живых системах в применении к актёрскому искусству. Методология Б. т. впервые испытана В. Э. Мейерхольдом в 1910-х гг. в санкт-петербургской Студии на Бородинской. Термин, заимствованный режиссёром из биологии и физиологии, появился в 1919 в «Положении о Курсах мастерства сценических постановок, руководимых В. Э. Мейерхольдом». Б. т. преподавали в Мастерских при Театре имени Мейерхольда вплоть до их закрытия в 1938.

В Б. т. понимание природы актёрского искусства связано с концепциями «потока сознания» и физиологической природы эмоций У. Джеймса, с теорией ассоциированных моторных рефлексов психоневролога В. М. Бехтерева, экспериментами физиолога И. П. Павлова. Б. т. предполагает контроль актёра над своими физическими и психическими действиями до, во время и после их совершения, а также техническое овладение элементами актёрской игры. Психофизиологическое понимание актёрского творчества до Б. т. предполагало координацию уровней творческого процесса: мысль – движение – эмоция – слово. Актёр, воспитанный по законам Б. т., развивает рефлекторную зависимость своих выразительных возможностей от физического, пластического, ритмического рисунка действия. Актёрский замысел осознан и воплощается в первую очередь пластически. Игра строится из трёхчастных циклов: отказ, посыл, точка (или тормоз, фиксация финальной позиции цикла). В др. формулировке: намерение, осуществление, реакция. Принципы биомеханической игры: экономия выразительных средств, точность движения. Развивается техника «игры ракурсами»  минимальных пластических отклонений от равновесного состояния, достаточных для сценической образности.

В. Э. Мейерхольд считал Б. т. материалом игры, накоплением приёмов, используемых в спектаклях. Биомеханическое воспитание, овладение каноном сложно организованных действенных архетипических ситуаций включает серию упражнений и этюдов (индивидуальных, парных, групповых), которые исполняются в точной последовательности элементов (сознательных, физических, эмоциональных): «Стрельба из лука», «Игра с камнем», «Пощёчина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом» и др. В Б. т. объединены основные модели движения, используемые в театральном действии. Тренинг в Б. т. имеет соответствия с системами восточной энергетической гимнастики (цигун, тайцзицюань). Этюды носят минималистский, ритуальный и символический характер. Движение графично, его организация в 3-дольном метре, подобном дактилю, лишает его жизнеподобия. Отсутствуют нечёткие, случайные или произвольные ракурсы. Лицо освобождено от жизненной мимики и частных реакций, приближено к маске. Механика движения тяготеет к ритуальной обобщённости: бег, прыжки, захваты, удары, поддержки, замахи, броски и т. п. Артист (А 1), управляя создаваемым им произведением-образом (А 2), действует на сцене как художественный объект, как произведение искусства. Основанная на обобщении опыта традиционных актёрских техник восточной и западной традиций, в частности комедии дель арте, Б. т. развивает театральное, выразительное действие.

В игре артиста выявляются биомеханические соотношения: человек – движение, человек – слово, человек – слово – движение, человек – человек, человек – одежда, человек – предмет в его руках, человек – элемент среды, человек – пространство, человек – время, человек – коллектив (масса). Биомеханический актёр  одно из возможных воплощений идеи Г. Э. Г. Крэга об актёре-сверхмарионетке. Отрабатывается сознательный характер игры, умение актёра «зеркалить», т. е. зримо представлять себе, как со стороны выглядит его игра, приёмы «игры с вещью», «предыгры» (с развёрнутой во времени первой фазой «намерения»).

Глубоко связанная с конструктивистским пониманием театра, Б. т. стала основой более общей актёрской системы театра В. Э. Мейерхольда, для которой характерны усложнённая связь актёр – образ, переосмысленная система амплуа, ассоциативная метафоричность образов, музыкальные законы структуры и эстетики актёрской игры, отказ от прямой изобразительности, эстетика гротеска, полифоническая структура образов.

Многочисленные рабочие документы по Б. т. созданы в Научно-исследовательской лаборатории и актёрских мастерских при ГосТИМе, где учились Э. П. Гарин, М. И. Бабанова, И. В. Ильинский, З. Н. Райх, М. И. Жаров, Л. Н. Свердлин, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич, Г. Л. Рошаль, Н. В. Экк, Н. П. Охлопков, Н. И. Боголюбов и многие другие известные деятели театра и кино. Всего разработано более 200 упражнений (большинство не сохранилось). В проекте реорганизации МХАТ (1936) К. С. Станиславский планировал участие Мейерхольда не только как режиссёра, но и как преподавателя Б. т.

После закрытия ГосТИМа (1938) Б. т. официально объявлена вредным формалистическим методом. В 1960–70-е гг. основные этюды Б. т. преподавали дочь Мейерхольда И. В. Мейерхольд (в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии), педагог Мастерских при ГосТИМе Н. Г. Кустов (для группы актёров Московского театра сатиры).

С 1980-х гг. в разных странах проводятся мастер-классы по Б. т. Значительный вклад в развитие этой школы на новом этапе внесли российские театральные педагоги Г. Н. Богданов, А. А. Левинский.

Лит.: Песочинский Н. В. Актер в театре Мейерхольда // Русское актерское искусство XX века. Вып. 1. СПб., 1992; Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919–1948. М., 2005; Щербаков В. Подражание Шампольону // От слов к телу. Сб. статей к 60-летию Юрия Цивьяна. М., 2010; Сироткина И. А. Биомеханика между наукой и искусством // Вопросы истории естествознания и техники. 2011. № 1.

Вернуться к началу