Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНЯ́ВСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 260

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

СИНЯ́ВСКАЯ Ма­рия Сте­па­нов­на (1755 – ок.1829), рос. ак­три­са. Из се­мьи быв. при­двор­но­го пев­че­го. С 1766 в моск. те­ат­ре Н. С. Ти­то­ва (см. Ме­док­са те­атр). Не по­лу­чив те­ат­раль­но­го об­ра­зо­ва­ния, но об­ла­дая яр­кой эмо­цио­наль­но­стью, звуч­ным го­ло­сом и при­вле­ка­тель­ной внеш­но­стью, вла­дея ис­кус­ст­вом дек­ла­ма­ции, с 1774 за­ня­ла ве­ду­щее по­ло­же­ние в труп­пе. Ис­пол­ня­ла пер­вые ро­ли в тра­ге­ди­ях, дра­мах, ко­ме­ди­ях: Ди­до­на и Вит­те­лия («Ди­до­на» и «Ти­то­во ми­ло­сер­дие» Я. Б. Княж­ни­на), Хи­ме­на («Сид» П. Кор­не­ля), гра­фи­ня Аль­ма­ви­ва («Фи­га­ро­ва же­нить­ба» по П. Бо­мар­ше), Зоа («Зоа» Л. С. Мер­сье), гра­фи­ня Ор­си­на («Эми­лия Га­лот­ти» Г. Э. Лес­син­га), Со­фия («Ос­во­бо­ж­дён­ная Мо­ск­ва» М. М. Хе­ра­ско­ва) и др. В 1801–10 на пе­терб. при­двор­ной сце­не: Доб­ро­сер­до­ва («Ли­за, или Тор­же­ст­во бла­го­дар­ности» Н. И. Иль­и­на), Гос­по­жа Атоль («Эду­ард в Шот­лан­дии, или Ночь из­гнан­ни­ка» А. Ко­це­бу), Эми­лия, вос­пи­та­тель­ни­ца Эдель­мо­ны («Отел­ло, или Ве­не­ци­ан­ский мавр» Ж. Ф. Дю­си, под­ра­жа­ние Шек­спи­ру).

Лит.: Ко­ни Ф. А. Вос­по­ми­на­ние о Мо­с­ков­ском те­ат­ре при М. Е. Ме­док­се // Пан­те­он рус­ско­го и всех ев­ро­пей­ских те­ат­ров. СПб., 1840. Ч. 1; Жи­ха­рев С. П. За­пис­ки со­вре­мен­ни­ка. Л., 1989. Т. 2; Ста­ри­ко­ва Л. М. Не­ко­то­рые до­ку­мен­таль­ные под­роб­но­сти из жиз­ни «звезд» Мо­с­ков­ской сце­ны вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в. // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия. 2002. М., 2003.

Вернуться к началу