Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 356-357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

СКО́ЛА (Scola) Эт­то­ре (р. 10.5.1931, Тре­ви­ко, пров. Авел­ли­но), итал. ки­но­ре­жис­сёр. В 1951 окон­чил юри­дич. ф-т Рим­ско­го ун-та. Де­бю­ти­ро­вал ф. «Ес­ли по­зво­ли­те, по­го­во­рим о жен­щи­нах…» (1964). В ко­ме­дии «Смо­гут ли на­ши ге­рои оты­скать дру­га, та­ин­ст­вен­но про­пав­ше­го в Аф­ри­ке?» (1968) впер­вые про­яви­лась прит­че­вая ос­но­ва, став­шая клю­че­вой в твор­чест­ве ре­жис­сё­ра, раз­мыш­ляю­ще­го о внутр. сво­бо­де че­ло­ве­ка в бур­жу­аз­ном об­ще­ст­ве. На­чи­ная с ф. «Ко­мис­сар Пе­пе» (1969) С. вы­ра­ба­ты­вал ин­ди­ви­ду­аль­ный ав­тор­ский иро­нич­но-дра­ма­тич. стиль, об­раз­ца­ми ко­то­ро­го ста­ли лен­ты «Дра­ма рев­но­сти: все де­та­ли в хро­ни­ке» (1970), «Раз­ре­ши­те пред­ста­вить­ся – Рок­ко Па­па­лео» (1971), «Ма­ка­ро­ны» (1985), «Ко­то­рый час?» (1989), «Не­че­ст­ная кон­ку­рен­ция» (2001, пр. Мкф в Мо­ск­ве). Зна­чит. яв­ле­ние в ми­ро­вом ки­не­ма­то­гра­фе – ф. «От­вра­ти­тель­ные, гряз­ные, злые» (1976), по­ле­ми­зи­рую­щий с нео­реа­лиз­мом и ни­ве­ли­рую­щий его цен­но­сти. В ф. «Не­обыч­ный день» (1977, пр. Мкф в Кан­не) о люб­ви раз­де­ляю­щей идеи фа­шиз­ма жен­щи­ны и от­верг­ну­то­го об­ще­ст­вом го­мо­сек­суа­ли­ста без­эмо­цио­наль­ный, от­кры­то тра­ге­дий­ный фи­нал про­рас­тал из ми­ро­по­ряд­ка, не взла­мы­вая его. Этот ху­дож. ме­тод явил­ся оп­ре­де­ляю­щим для филь­мов «Лю­бов­ная страсть» (1981) и «Но­вый мир» («Ночь Ва­рен­ны», 1982). Лен­ты «Мы так лю­би­ли друг дру­га» (1974, Гран-при Мкф в Мо­ск­ве), «Тер­ра­са» (1980, пр. Мкф в Кан­не), «Се­мья» (1987) обо­га­ти­ли эс­те­ти­ку ки­но­ро­ма­на но­вы­ми от­тен­ка­ми и смыс­ла­ми, по­ве­ст­вуя о судь­бах пред­ста­ви­те­лей разл. со­ци­аль­ных сло­ёв и обо­ра­чи­ва­ясь раз­мыш­ле­ни­ем о бес­смыс­лен­но­сти их жиз­ни. Реа­ли­стич. и ус­лов­ный ми­ры пе­ре­пле­те­ны в прит­че «Пу­те­ше­ст­вие ка­пи­та­на Фра­кас­са» (1990) и в мно­го­фи­гур­ной совр. «фре­ске» «Лю­ди Ри­ма» (2003). Ори­ги­наль­ны­ми эс­те­тич. экс­пе­ри­мен­та­ми яви­лись по­ка­зы­ваю­щий ис­то­рию Ита­лии 20 в. сред­ст­ва­ми тан­ца ф. «Бал» (1983, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) и до­ку­мен­таль­ная лен­та о Ф. Фел­ли­ни «Фе­де­ри­ко – что за стран­ное имя!» (2013). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их и др. филь­мов. Спец. пр. Мкф в Ве­не­ции (1990).

Лит.: L’Avventurosa storia del cinema italiano raccontata dai suoi prota­gonisti 1935–1959 / A cura di F. Faldini, G. Fofi. Mil., 1979; Brunetta G. P. Storia del cinema italiano. Roma, 1993. Vol. 1–2.

Вернуться к началу