Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОБОЛЬЩИКО́В-САМА́РИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 529-530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОБОЛЬЩИКО́В-САМА́РИН (наст. фам. Со­боль­щи­ков) Ни­ко­лай Ива­но­вич [28.3(9.4).1868, С.-Пе­тер­бург – 20.7.1945, Горь­кий], рос. те­ат­раль­ный дея­тель, нар. арт. РСФСР (1934). С 1883 ак­тёр, ре­жис­сёр те­ат­ров С.-Пе­тер­бур­га и про­вин­ции. С 1897 ан­тре­пре­нёр. Стре­мил­ся под­нять уро­вень те­ат­раль­но­го иск-ва в про­вин­ции, соз­да­вая ху­до­же­ст­вен­но зна­чит. спек­так­ли, креп­кий ак­тёр­ский ан­самбль. Дер­жал ан­тре­при­зы в Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ас­т­ра­ха­ни, Ка­за­ни, Пен­зе, Рос­то­ве-на-До­ну. Про­па­ган­дист дра­ма­тур­гии А. П. Че­хо­ва и М. Горь­ко­го. В 1917–24 в Одес­се (с 1921 ди­рек­тор и гл. реж. Одес­ско­го гос. те­ат­ра). С 1924 в Ниж­нем Нов­го­ро­де (с 1932 Горь­кий). Сре­ди по­ста­но­вок: «Ме­ща­не» Горь­ко­го (1927), «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва (1929), «Страх» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (1932), «Та­ня» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1938), «Гам­лет» (1937) и «Зим­няя сказ­ка» (1940) У. Шек­спи­ра. В сво­их луч­ших ре­жис­сёр­ских ра­бо­тах С.-С. со­че­тал ро­ман­тич. при­под­ня­тость и яр­кость те­атр. кра­сок с глу­би­ной со­ци­аль­ных, бы­то­вых и пси­хо­ло­гич. харак­те­ри­стик. В Горь­ков­ском те­ат­ре дра­мы сыг­рал ро­ли Хлы­но­ва, Лы­няе­ва («Го­ря­чее серд­це», «Вол­ки и ов­цы» А. Н. Ост­ров­ско­го), Мил­ле­ра («Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра), Фа­му­со­ва («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва) и др. Дея­тель­ность С.-С. спо­соб­ст­во­ва­ла вы­дви­же­нию Горь­ков­ско­го те­ат­ра дра­мы в чис­ло луч­ших пе­ри­фе­рий­ных те­ат­ров стра­ны. Как ре­жис­сёр-пе­да­гог С.-С. вос­пи­тал неск. по­ко­ле­ний ак­тё­ров.

Соч.: За­пис­ки. Г., 1960.

Лит.: Со­бо­лев Ю. В. За ку­ли­са­ми про­вин­ци­аль­но­го те­ат­ра. М., 1928.

Вернуться к началу