Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ВЧЕНКО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 197

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

СА́ВЧЕНКО Игорь Ан­д­рее­вич [28.9(11.10).1906, Вин­ни­ца – 14.12.1950, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1944). В 1926–29 учил­ся в Ле­нингр. тех­ни­ку­ме сце­нич. ис­кусств. В 1929–32 в ба­кин­ском ТРАМе, в 1932–35 гл. ре­жис­сёр моск. ТРАМа. С 1931 в ки­но. Стре­мил­ся со­еди­нить эс­те­ти­ку со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма с ав­тор­ским на­ча­лом. Как му­зы­каль­но-по­этич. бал­ла­да снят фильм о кол­лек­ти­ви­за­ции «Гар­монь» (1934, С. в ро­ли сы­на ку­лака). В жан­ре во­де­ви­ля пред­став­ля­ет этич. про­бле­мы ф. «Слу­чай­ная встре­ча» (1936). Кар­ти­ны «Всад­ни­ки» (1939) и «Иван Ни­ку­лин – рус­ский мат­рос» (1944) тя­го­те­ют к фор­ме «сол­дат­ской сказ­ки». Чер­ты нар. эпо­са от­ли­ча­ют ис­то­ри­ко-био­гра­фич. ф. «Бо­гдан Хмель­ниц­кий» (1941, Гос. пр. СССР, 1942). Наи­боль­шим ус­пе­хом поль­зо­вал­ся ф. «Ду­ма про ко­за­ка Го­ло­ту» (по «РВС» А. П. Гай­да­ра, 1937), сня­тый в жан­ре иро­нич. «луб­ка». Сре­ди др. филь­мов: «Украiна 1941» («Партизаны в степях Украины», 1943), «Ста­рин­ный во­де­виль» (1946), «Тре­тий удар» (1948, Гос. пр. СССР, 1949), «Та­рас Шев­чен­ко» (вы­шел в 1951, за­кон­чен А. А. Ало­вым, В. Н. Нау­мо­вым, Л. А. Фай­зие­вым; Гос. пр. СССР, 1952, посм.). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их и др. филь­мов. В 1945–50 ру­ко­во­дил ре­жис­сёр­ской мас­тер­ской ВГИКа (сре­ди уче­ни­ков – С. И. Па­ра­джа­нов, Ю. Н. Озе­ров).

Соч.: [В кн.:] Как я стал ре­жис­се­ром. М., 1946; О мон­та­же // Ис­кус­ст­во ки­но. 1960. № 3.

Лит.: Зак М. Е., Пар­фе­нов Л. А., Яку­бо­вич-Яс­ный О. В. И. Сав­чен­ко. М., 1959; И. Сав­чен­ко: Сб. ста­тей и вос­по­ми­на­ний. К., 1980.

Вернуться к началу