Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ВИНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. Г. Савина – Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя).

СА́ВИНА Ма­рия Гав­ри­лов­на [30.3(11.4).1854, Ка­ме­нец-По­доль­ский – 8(21).9.1915, С.-Пе­тер­бург], рос. ак­три­са. Дочь про­винц. ак­тё­ров, с 8 лет на сце­не. Иг­ра­ла в ан­тре­при­зах М. В. Лен­тов­ско­го, П. М. Мед­ве­де­ва и др. С 1874 в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре. В ре­пер­туа­ре пре­об­ла­да­ли са­лон­ные ко­ме­дии и бы­то­вые дра­мы, но ве­ха­ми в твор­че­ст­ве ста­ли об­ра­зы в клас­сич. дра­ма­тур­гии: Ма­рья Ан­то­нов­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Аку­ли­на («Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го) и др. По­сле вы­даю­ще­го­ся ус­пе­ха в роли По­ли­ксе­ны («Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше») А. Н. Ост­ров­ский по­ру­чал ей ро­ли поч­ти во всех сво­их но­вых пье­сах. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве С. за­ни­ма­ли про­из­ве­де­ния И. С. Тур­ге­не­ва: Ве­роч­ка, На­та­лья Пет­ров­на («Ме­сяц в де­рев­не»), Ма­ша («Хо­ло­стяк»), Ма­ша («Ве­чер в Сор­рен­то»), Да­рья Ива­нов­на («Про­вин­ци­ал­ка»), Ли­за Ка­ли­ти­на («Дво­рян­ское гнез­до»). В луч­ших ро­лях про­яви­лись та­кие чер­ты иск-ва С., как клас­сич. яс­ность ри­сун­ка, изы­скан­ная ма­не­ра пе­ре­да­чи как бы ми­мо­лёт­ных, а на са­мом де­ле, зна­чит. дви­же­ний чув­ст­ва, уме­ние мол­ча, в пау­зе пе­ре­да­вать ду­шев­ные ка­та­ст­ро­фы сво­их ге­роинь. В 1880-е гг. бли­ста­ла в ро­лях изы­скан­ных свет­ских львиц, хо­лод­ных, рас­чёт­ли­вых жен­щин, це­п­ляю­щих­ся за ухо­дя­щую мо­ло­дость, за­ви­ст­ли­вых аван­тю­ри­сток, раз­би­ваю­щих чу­жое сча­стье ра­ди свет­ской карь­е­ры и тер­пя­щих крах: Оль­га Ран­це­ва («Чад жиз­ни» Б. М. Мар­ке­ви­ча), Еле­на Про­тич («Сим­фо­ния» М. И. Чай­ков­ско­го), Ни­на Во­лын­це­ва («Це­пи» А. И. Сум­ба­то­ва-Южи­на). В со­вер­шен­ст­ве вла­дея иск-вом сжа­той, ис­чер­пы­ваю­щей ха­рак­те­ри­сти­ки, С. за­вое­ва­ла то­гда ре­пу­та­цию «про­ку­ро­ра сво­их ро­лей». В 1910-е гг. про­дол­жа­ла с мет­ко­стью ри­со­валь­щи­ка-жан­ри­ста изо­бра­жать глу­по­ва­тых ме­ща­но­чек, вздор­ных про­вин­циа­лок в из­люб­лен­ных ею ко­ме­дий­ных ми­ниа­тю­рах. Вхо­ди­ла в чис­ло ор­га­ни­за­то­ров Рус. те­ат­раль­но­го об-ва (1883–84; ны­не СТД РФ), ини­циа­то­ров 1-го Все­рос. съез­да сце­нич. дея­те­лей (1897), от­стаи­ва­ла ма­те­ри­аль­ные и пра­во­вые ин­те­ре­сы ак­тё­ров, соз­да­ла в С.-Пе­тер­бур­ге Убе­жи­ще для пре­ста­ре­лых ар­ти­стов (1896; ны­не Дом ве­те­ра­нов сце­ны им. М. Г. Са­ви­ной).

Соч.: Го­ре­сти и ски­та­ния. 2-е изд. Л., 1983.

Лит.: Ко­ни А. Ф. Тур­ге­нев и Са­ви­на. П., 1918; Шней­дер­ман И. М. Г. Са­ви­на. М.; Л., 1956; Све­тае­ва М. Г. М. Г. Са­ви­на. М., 1988.

Вернуться к началу