Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОО́М

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 650-651

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

РОО́М Аб­рам Мат­вее­вич [16(28).6.1894, Виль­на – 26.7.1976, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. РСФСР (1965). В 1914–17 учил­ся в Пет­рогр. пси­хо­нев­ро­ло­гиче­ском ин-те, в 1917–1922 – на мед. фа­культете Са­ра­тов­ско­го ун-та. В 1919–1923 ре­жис­сёр По­ка­за­тель­но­го и Дет­ско­го те­ат­ров в Са­ра­то­ве, рек­тор са­ра­тов­ских Выс­ших те­ат­раль­ных мас­тер­ских. В 1923–24 ре­жис­сёр Моск. те­ат­ра Ре­во­лю­ции. С 1924 в ки­но. При­бе­гая к экс­прес­сио­ни­стич., гро­те­ско­вым приё­мам, вос­соз­да­вал на эк­ра­не экс­т­ра­ор­ди­нар­ные си­туа­ции, на­ру­шаю­щие при­выч­ное те­че­ние жиз­ни ге­ро­ев и вы­яв­ляю­щие ло­ги­ку их по­ступ­ков с са­мой не­ожи­дан­ной сто­ро­ны («Бух­та смер­ти», «Пре­да­тель», оба 1926; «При­ви­де­ние, ко­то­рое не воз­вра­ща­ет­ся», 1930). В на­ро­чи­то при­зем­лён­ной, бы­то­вой сти­ли­сти­ке вы­дер­жан один из са­мых зна­ме­ни­тых филь­мов Р. «не­мо­го пе­рио­да» – «Тре­тья Ме­щан­ская» (1927): па­ра­док­саль­ная ис­то­рия «люб­ви втро­ём» вне к.-л. мо­раль­но-этич. ус­та­но­вок во­пло­ща­ла ат­мо­сфе­ру рас­те­рян­но­сти и внутр. тре­во­ги ча­ст­но­го че­ло­ве­ка 1920-х гг. В ф. «Стро­гий юно­ша» (1936) Р. пред­при­нял ху­дож. экс­пе­ри­мент, пред­ста­вив сча­ст­ли­вую сов. жизнь в ви­де ан­тич­но­го «рая», об­ре­таю­ще­го на эк­ра­не ме­та­фи­зич. чер­ты. Аван­гар­ди­ст­ская лен­та не впи­сы­ва­лась в соц­реа­ли­стич. ка­нон и за «фор­ма­лизм» и «от­рыв от дей­ст­ви­тель­но­сти» бы­ла за­пре­ще­на. По­сле ря­да от­кро­вен­ных аги­тац. филь­мов («Эс­кад­ри­лья № 5», 1939; «Ве­тер с Вос­то­ка», 1941) Р. вер­нул­ся к сво­ей ав­тор­ской те­ме в во­ен. го­ды (но­вел­ла «То­ня» в ф. «На­ши де­вуш­ки», 1942, на эк­ра­ны не вы­пу­щен; «На­ше­ст­вие» по Л. М. Ле­о­но­ву, 1945; Гос. пр. СССР, 1946). Луч­шие лен­ты по­сле­во­ен­но­го пе­рио­да – пси­хо­ло­гич. дра­ма «Суд чес­ти» (1949, Гос. пр. СССР), в ко­то­рой ста­вит­ся про­бле­ма не­ча­ян­но­го пре­да­тель­ст­ва за­ко­нов Сов. стра­ны ра­ди самых бла­гих по­бу­ж­де­ний, и «Преж­де­вре­мен­ный че­ло­век» (1972) по пье­се М. Горь­ко­го «Яков Бо­го­мо­лов», где ре­жис­сёр вновь вос­соз­дал пси­хо­ло­ги­че­ски слож­ную си­туа­цию, яв­ляю­щую­ся нрав­ст­вен­ным ис­пы­та­ни­ем для ге­ро­ев. Высту­пал так­же как сце­на­рист. В 1925–34 пре­по­да­вал во ВГИКе.

Соч.: Как де­ла­лось «При­ви­де­ние» // При­ви­де­ние, ко­то­рое не воз­вра­ща­ет­ся. М., [б. г.]; [В кн.:] Как я стал ре­жис­се­ром. М., 1946.

Лит.: Шклов­ский В. Б. Ро­ом: Жизнь и ра­бо­та. М., 1929; Гра­щен­ко­ва И. Н. А. Ро­ом. М., 1977.

Вернуться к началу