Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РЕЙ (Рай) Сать­яд­жит (2.5.1921, Каль­кут­та – 23.4.1992, там же), инд. ки­но­ре­жис­сёр. Сын по­эта С. Рея. Окон­чил Пре­зи­дент­ский кол­ледж в Каль­кут­те (1939). В 1950 ас­си­стент Ж. Ре­нуа­ра в ф. «Ре­ка». В три­ло­гии «Песнь до­ро­ги» (1955, пр. Мкф в Кан­не), «Не­по­ко­рён­ный» (1956, пр. Мкф в Ве­не­ции) и «Мир Апу» (1959) ана­ли­зи­ро­вал про­цесс от­ми­ра­ния ус­то­ев пат­ри­ар­халь­но­го про­шло­го в бенг. де­рев­не. По­ста­вил ко­ме­дию на фан­та­стич. сю­жет «Фи­ло­соф­ский ка­мень», ки­но­эле­гию «Му­зы­каль­ный са­лон» (оба филь­ма 1958), ки­но­тра­ге­дию «Бо­ги­ня» (1960). Эк­ра­ни­зи­ро­вал про­из­ве­де­ния Р. Та­го­ра: «Три до­че­ри» (1961), «Ча­ру­ло­та» (1964, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не). Про­бле­мам совр. Ин­дии (кру­ше­нию тра­диц. мо­раль­ных цен­но­стей, ра­зо­бла­че­нию ре­лиг. шар­ла­тан­ст­ва, дис­кри­ми­на­ции жен­щи­ны, борь­бе за гражд. пра­ва и т. д.) по­свя­ще­ны лен­ты: «Кан­чен­д­жан­га», «По­езд­ка» (обе 1962), «Боль­шой го­род» (1963, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «Трус и свя­то­ша» (1965), «Про­тив­ник» (1970), «Ком­па­ния с ог­ра­ни­чен­ной от­вет­ст­вен­но­стью» (1971), «По­сред­ник» (1975, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри), «От­да­лён­ный гром» (1973, гл. пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), «Дом и мир» (1984), «Стран­ник» (1991) и др. Ав­тор сце­на­ри­ев и му­зы­ки ко мн. сво­им филь­мам. Поч. пре­мии Мкф в Зап. Бер­ли­не (1966), Мо­ск­ве (1979), Ве­не­ции (1982); пр. «Ос­кар» за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (1992).

Соч.: Our films, their films. Bombay, 1976; Ви­шай чал­чит­ра. 4-e изд. Каль­кут­та, 1976 (на бен­га­ли).

Лит.: Wood R. The Apu trilogy. L., 1972; Seton M. Portrait of a director. Delhi, 1972; Сать­яд­жит Рей. М., 1979; An anthology of sta­temens on Ray and by Ray. New Delhi, 1981; Gupta Ch. Das. The cinema of Satyajit Ray. Kalaka̅ta̅, 2002.

Вернуться к началу