Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАТМА́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 260

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда

РАТМА́НСКИЙ Алек­сей Оси­по­вич (р. 27.8.1968, Ле­нин­град), рос. и укр. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, засл. арт. Рес­пуб­ли­ки Ук­раи­на (1993). В 1986 окон­чил МХУ (пе­да­гог П. А. Пес­тов). В 1987–92 учил­ся на ба­лет­мей­стер­ском ф-те ГИТИСа (пе­да­гог Д. А. Брян­цев). В 1986–92 и 1995–97 со­лист Ки­ев­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (ны­не Нац. опе­ра Ук­раи­ны), в 1997–2004 – Дат. ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та. В гл. пар­ти­ях ба­ле­тов на­сле­дия («Жи­зель» А. Ада­на, «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го, «Силь­фи­да» Х. Лё­вен­шел­ля, и др.) Р. вы­де­ля­ло уме­ние на­пол­нить не­из­мен­ную ака­де­мич. фор­му но­вым со­дер­жа­ни­ем. Ред­кая ху­дож. ин­туи­ция, спо­соб­ность про­ник­нуть в суть разл. сти­лей сде­ла­ла его чут­ким ин­тер­пре­та­то­ром хо­рео­гра­фии А. Бур­нон­ви­ля, Дж. Ба­лан­чи­на, Ф. Аш­то­на, М. Бе­жа­ра, Дж. Роб­бин­са, Дж. Ной­май­е­ра, К. Мак­мил­ла­на, М. Эка и др. Как по­ста­нов­щик де­бю­ти­ро­вал в 1987. Про­дол­жа­ет не­оклас­сич. тра­ди­цию. Его от­ли­ча­ют глу­бо­кое зна­ние ба­ле­та 19–21 вв., ми­ро­вой му­зы­ки, изо­бра­зит. иск-ва, лит-ры, уме­ние иг­рать па­ра­док­са­ми, чув­ст­во юмо­ра. В 2004–09 худ. рук. ба­ле­та моск. Боль­шо­го те­ат­ра, где по­ста­вил «Свет­лый ру­чей» (2003) и «Болт» (2005) Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, «Леа» на му­зы­ку Л. Берн­стай­на (2004), «Иг­ру в кар­ты» на му­зы­ку И. Ф. Стра­вин­ско­го (2005), «Кор­сар» Ада­на (2007, совм. с Ю. П. Бур­ла­кой), «Пла­мя Па­ри­жа» Б. В. Асафь­е­ва (2008), «Ут­ра­чен­ные ил­лю­зии» Л. А. Де­сят­ни­ко­ва (2011). С 2009 ар­тист-ре­зи­дент «Аме­ри­кан бал­ле ти­этр». Сре­ди по­ста­но­вок: «На Дне­пре» С. С. Про­кофь­е­ва (2009), «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (2010); ба­ле­ты на му­зы­ку: А. Скар­лат­ти – «Семь со­нат» (2009); Стра­вин­ско­го – «Дум­бар­тон» (2011); Шос­та­ко­ви­ча – «Де­вя­тая сим­фо­ния» (2012), «Струн­ный квар­тет» и «Пер­вый фор­те­пи­ан­ный кон­церт» (оба 2013); Я. Си­бе­лиу­са – «Бу­ря» (2013). Один из са­мых вос­тре­бо­ван­ных хо­рео­гра­фов нач. 21 в., со­труд­ни­ча­ет с ве­ду­щи­ми труп­па­ми ми­ра. Сре­ди луч­ших ба­ле­тов: од­но­акт­ные на му­зы­ку Стра­вин­ско­го – «Ка­прич­чио» (1997), «Жар-пти­ца» (2002); Ф. Ку­пе­ре­на – «Пре­лес­ти мань­е­риз­ма» (1997); «Сны о Япо­нии» (сбор­ная му­зы­ка, 1998); Ю. Ха­но­на – «Сред­ний ду­эт», А. Н. Скря­би­на – «По­эма экс­та­за» (оба 1998); П. Хин­де­ми­та – «Сон Ту­ран­дот» (2000); Де­сят­ни­ко­ва – «Рус­ские се­зо­ны» (2006), «Вы­ва­ли­ваю­щие­ся ста­ру­хи» (2007), «Opera» (2013); Шос­та­ко­ви­ча – «Concerto DSCH» (2008); М. Мош­ков­ско­го – «Из чу­жих стран» (2013); мно­го­акт­ные: «Зо­луш­ка» (2002; 2013 – но­вая ре­дак­ция) и «Ро­мео и Джуль­ет­та» (2011) Про­кофь­е­ва, «Ан­на Ка­ре­ни­на» (2004) и «Ко­нёк-Гор­бу­нок» (2009) Р. К. Щед­ри­на, «Дон Ки­хот» Л. Мин­ку­са (2010), «Па­хи­та» Э. Дель­де­ве­за и Мин­ку­са (2014). Спе­ци­аль­но для Д. В. Виш­нё­вой по­ста­вил ба­лет «Лун­ный Пье­ро» на му­зы­ку А. Шён­бер­га (2008), для М. Н. Ба­рыш­ни­ко­ва – «Вальс-фан­та­зию» на му­зы­ку М. И. Глин­ки (2009). 1-я пр. и Пр. Вац­лава Ни­жин­ско­го Не­за­ви­си­мо­го ме­ж­ду­нар. кон­кур­са мо­ло­дых ар­ти­стов ба­ле­та им. С. П. Дя­ги­ле­ва в Мо­ск­ве (1992), 2-я пр. Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та и хо­рео­гра­фов им. С. Ли­фа­ря в Кие­ве в но­ми­на­ции «хо­рео­гра­фы» (1994).

Лит.: Пли­сец­кая М. Три­на­дцать лет спус­тя: Сер­ди­тые за­мет­ки в три­на­дца­ти гла­вах. М., 2007; Куз­не­цо­ва Т. Хро­ни­ки Боль­шо­го ба­ле­та. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу