Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ДЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 156-157

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РА́ДЛОВ Сер­гей Эр­не­сто­вич [23.8(4.9), по др. дан­ным, 18.7.1892, С.-Пе­тер­бург – 27.10.1958, Ри­га], рос. ре­жис­сёр, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1940). Сын Э. Л. Рад­ло­ва, брат Н. Э. Рад­ло­ва. Окон­чил С.-Пе­терб. ун-т (1916). В 1913–1917 в пе­терб. Сту­дии В. Э. Мей­ер­холь­да на Бо­ро­дин­ской ул., со­труд­ник ж. «Лю­бовь к трём апель­си­нам». В 1918–19 в пет­рогр. от­де­ле­нии Те­ат­раль­но­го от­де­ла Нар­ком­про­са, в куль­тур­но-мас­со­вых ор­га­ни­за­ци­ях Пет­рогр. ВО и Балт. фло­та, в те­ат­ре «Сту­дия» и др. В 1918 ос­но­вал Те­атр экс­пе­рим. по­ста­но­вок, в 1920 – те­атр «Нар. ко­ме­дия» и сту­дию при нём. Про­дол­жал опы­ты Мей­ер­холь­да в рус­ле те­ат­раль­но­го тра­ди­цио­на­лиз­ма, при­спо­саб­ли­вая их для нужд агит­те­ат­ра. В 1923–24 ру­ко­во­ди­тель Воль­ной мас­тер­ской С. Рад­ло­ва. Экс­прес­сио­ни­стич. по­ста­нов­ки в Ле­нингр. ака­де­мич. те­ат­ре дра­мы и сту­дии при нём: «Эу­ген Не­сча­ст­ный» Э. Тол­ле­ра (1923), «Ли­зи­ст­ра­та» Ари­сто­фа­на (1924), «Об­ще­ст­во по­чёт­ных зво­на­рей» Е. И. За­мя­ти­на (1925) и др. Од­но­вре­мен­но в Ле­нингр. ака­де­мич. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та: «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1926), «Воц­цек» А. Бер­га (1927), «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1928) и др. Худ. рук. Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (1931–34), Ле­нингр. те­ат­ра дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на (1936–38). Как ре­жис­сёр так­же ста­вил ба­ле­ты, опе­рет­ты, эс­т­рад­ные и цир­ко­вые пред­став­ле­ния. В 1928–42 воз­глав­лял Мо­ло­дой те­атр (с 1936 Те­атр-сту­дия под рук. Р. в «Пас­са­же», с 1939 Те­атр им. Лен­со­ве­та). Из­брав идеа­лом те­атр тра­ге­дии и нар. бур­ле­ска, гл. сце­нич. ис­ка­ния осу­ще­ст­в­лял в инс­це­ни­ров­ках У. Шек­спи­ра: «Отел­ло» (1932, 1935), «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1934, 1939), «Гам­лет» (1938). В 1935 в Мо­ск­ве по­ста­вил «Ко­ро­ля Ли­ра» в ГОСЕТе и «Отел­ло» в Ма­лом те­ат­ре. В 1942 на­хо­див­ший­ся в эва­куа­ции в Пя­ти­гор­ске те­атр Р. по­пал в зо­ну герм. ок­ку­па­ции, был вы­ве­зен на Ук­раи­ну, за­тем в Гер­ма­нию. К кон­цу вой­ны на юге Фран­ции. По воз­вра­ще­нии в СССР ре­прес­си­ро­ван, ра­бо­тал в ла­гер­ном те­ат­ре. Ос­во­бо­ж­дён в 1953, реа­би­ли­ти­ро­ван в 1957. В 1953–54 ре­жис­сёр Рус. дра­ма­тич. те­ат­ра в Дау­гав­пил­се, в 1955–58 – Риж­ско­го те­ат­ра рус. дра­мы. Пре­по­да­вал с кон. 1910-х гг., в 1922–35 в Пет­рогр. (Ле­нингр.) ин-те (тех­ни­ку­ме) сце­нич. ис­кусств.

Соч.: Де­сять лет в те­ат­ре. Л., 1929.

Лит.: Зо­лот­ниц­кий Д. И. С. Рад­лов: Ре­жис­су­ра судь­бы. СПб., 1999.

Вернуться к началу