Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАВЕ́НСКИХ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 116-117

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РАВЕ́НСКИХ (наст. фам. Ро­вен­ских) Бо­рис Ива­но­вич [14(27).6.1914, по др. дан­ным, 1912, С.-Пе­тер­бург – 10.1.1980, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1968). В нач. 1930-х гг. в ле­нингр. ТРАМе под рук. М. В. Со­ко­лов­ско­го, ока­зав­ше­го на не­го зна­чит. влия­ние. С по­след­не­го кур­са Ле­нингр. тех­ни­ку­ма сце­нич. ис­кусств (1935) при­гла­шён В. Э. Мей­ер­холь­дом в Гос. те­атр им. Мей­ер­холь­да (ас­си­стент ре­жис­сё­ра). В 1938 в моск. пе­ре­движ­ном Совр. те­ат­ре по­ста­вил свой пер­вый спек­такль – «Га­ли­на» И. В. Што­ка. В 1940–41 на прак­ти­ке во МХАТе. В 1941–50 ре­жис­сёр Сту­дии им. К. С. Ста­нислав­ско­го (с 1948 Моск. дра­ма­тич. те­атр им. Ста­ни­слав­ско­го): «В ти­ши ле­сов» П. Ф. Ни­ли­на (1948), «С лю­бо­вью не шу­тят» П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки (1949) и др. В 1950 по­ста­вил «Свадь­бу с при­да­ным» Н. М. Дья­ко­но­ва в Моск. те­ат­ре са­ти­ры (Гос. пр. СССР, 1951). С 1951 в Ма­лом те­атре. Прин­ци­пи­аль­но но­вым эта­пом в по­сти­же­нии твор­чест­ва Л. Н. Тол­сто­го ста­ла его по­ста­нов­ка «Вла­сти тьмы» (1956). С 1960 гл. ре­жис­сёр Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра им. А. С. Пуш­ки­на, где от­стаи­вал свой об­раз син­те­тич. спек­так­ля, по­стро­ен­но­го на му­зы­ке, пла­сти­ке, ши­ро­ком ис­поль­зо­ва­нии сце­нич. ме­та­фо­ры, ас­со­циа­тив­ных хо­дов. Тя­го­тел к ав­тор­ской ре­жис­су­ре, соз­да­вал спек­так­ли-ис­по­ве­ди, спек­так­ли-мо­но­ло­ги. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. ра­бот: «Под­ня­тая це­ли­на» по М. А. Шо­ло­хо­ву (1965; Гос. пр. РСФСР, 1967), «Дни на­шей жиз­ни» Л. Н. Ан­д­рее­ва (1966), «Ме­тель» Л. М. Ле­о­но­ва (1967), «Дра­ма­ти­че­ская пес­ня» Р. и М. Л. Ан­ча­ро­ва по ро­ма­ну Н. А. Ост­ров­ско­го «Как за­ка­ля­лась сталь» (1971; Гос. пр. СССР, 1972). С 1970 вновь в Ма­лом те­ат­ре (в 1970–76 гл. реж.), где соз­дал спек­так­ли, от­ме­чен­ные глу­бо­ким дра­ма­тиз­мом, раз­мыш­ле­ния­ми о смыс­ле че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния и не­из­беж­но­сти смер­ти, об от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред др. людь­ми: «Са­мый по­след­ний день» Б. Л. Ва­силь­е­ва (1972), «Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го (1973), «Рус­ские лю­ди» К. М. Си­мо­но­ва (1975), «Ме­зо­зой­ская ис­то­рия» М. Иб­ра­гим­бе­ко­ва (1976), «Воз­вра­ще­ние на кру­ги своя» И. Дру­цэ (1978) и др. В 1978 по­ста­вил в ГАБТе опе­ру Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва «Сне­гу­роч­ка». Пре­по­да­вал в ГИТИСе, проф. (1977).

Вернуться к началу