ВИНОГРА́ДОВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИНОГРА́ДОВ Олег Михайлович (р. 1.8.1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), рос. артист балета, хореограф, педагог, нар. арт. СССР (1983). В 1958 окончил ЛХУ (педагог А. И. Пушкин). В 1958–65 артист, затем ассистент балетмейстера Новосибирского театра оперы и балета. В 1968–72 и 1977–96 худ. рук. и гл. балетм. ГАТОБ им. С. М. Кирова (с 1992 Мариинский театр); в 1973–77 гл. балетм. ленингр. Малого театра оперы и балета. Как постановщик тяготеет к крупномасштабным спектаклям, отводя значит. роль кордебалету. Наряду с оригинальными версиями балетов классич. наследия – «Золушка» С. С. Прокофьева (1964, 1977, 1983), «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда (1971), «Коппелия» Л. Делиба (1973), «Фея Рондских гор» на музыку Э. Грига (1980), В. создал эксперим. постановки, расширив возможности совр. хореографии: «Зачарованный принц» на музыку Б. Бриттена (1972), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (1979, совм. с Д. А. Брянцевым; новая редакция – 1980), «Ревизор» А. В. Чайковского (1980), «Витязь в тигровой шкуре» А. Д. Мачавариани (1985), «Броненосец "Потёмкин"» А. В. Чайковского (1986), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (1990; экранизирован на ТВ). На основе искусной театрализации фольклорных танцев Дагестана был поставлен балет «Горянка» М. М. Кажлаева (1968; новая редакция под назв. «Асият» – 1984). Возглавляя Мариинский театр, В. уделял большое внимание реставрации классич. репертуара и сохранению уникальности стиля каждого из хореографич. шедевров. При нём репертуар пополнился балетами А. Бурнонвиля, а также произведениями классиков 20 в. Р. Пети, Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, А. Тюдора. Сценарист и художник ряда своих спектаклей. Осуществляет постановки за рубежом (Шотландский балет, Парижская опера и др.). В 1990 в Вашингтоне создал Универсальную академию балета (Кировская балетная академия), опирающуюся на петерб. балетную школу. В 1994 в Санкт-Петербурге организовал Театр камерного балета. В 1998–2007 худ. рук. балетной труппы в Сеуле. В 2008 вернулся в Санкт-Петербург, худ. рук. балета театра Санкт-Петербургской консерватории. Среди поздних постановок: балеты Прокофьева – «Золушка» (2006, Моск. музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), «Ромео и Джульетта» (2007, петерб. Михайловский театр). Сценарист и режиссёр (совм. с Ю. В. Серовым) телефильма-концерта «Гран па в белую ночь» (1987).
Гос. пр. РСФСР (1970).