Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСТРАХАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

АСТРАХА́Н Дмитрий Хананович (р. 17.3.1957, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), рос. режиссёр, актёр, засл. деят. искусств РФ (2009). В 1982 окончил режиссёрский ф-т ЛГИТМиКа (мастерская А. А. Музиля, см. Бороздины-Музили-Рыжовы). В 1981–87 режиссёр (с 1986 гл. реж.) Свердловского ТЮЗа. В 1987–90 режиссёр ленингр. театров (БДТ, ТЮЗа, им. В. Ф. Комиссаржевской), Омского ТЮЗа. В 1991–95 худ. рук. Санкт-Петерб. театра комедии им. Н. П. Акимова. Дебютировал в кино в 1987 т/ф «Роковая ошибка». Успех принёс ф. «Изыди!» (1991), рассказывающий о трагедии жителя евр. местечка нач. 20 в. Фильм «Ты у меня одна» (1993) – драма сов. интеллигента, потерявшего и нашедшего себя в сложных социальных реалиях нач. 1990-х гг. Одна из лучших работ – ф. «Всё будет хорошо» (1995), где оптимистич. сюжет о заезжем миллионере, облагодетельствовавшем «малую родину», окрашен тонким остранением, скрывавшим горечь и печаль. Картина «Из ада в ад» (1996) повествует о драме сосуществования евр. и польск. народов в послевоенной Польше. Т/ф «Зал ожидания» (1998) в форме социально-психологич. мелодрамы продолжил тему рос. провинции 1990-х гг. С сер. 1990-х гг. формируется авторский стиль, тяготеющий к социальной притче (нарочито простая, «лобовая» режиссура, лапидарно-театральная ансамблевая игра актёров). Фильмы А. — парадоксальные эксперименты, иронические лабиринты, в результате нравств. выбора героев обретающие оригинальные смыслы. Лукавая нотка привнесена в фантастич. ф. «Четвёртая планета» (1995) – ностальгию по утерянному сов. «раю». Ф. «Контракт со смертью» (1998) – воплощение мечты рос. граждан об очистке страны от криминальных элементов. Лента «На свете живут добрые и хорошие люди» (2008) – портрет руководителя, утопически мечтающего выстроить в провинции идеальное общество. Ф. «Ночной таверны огонёк» (2011) – ироничное наблюдение за гипотетич. осуществлением желаний типичного представителя народа. Приключенч. триллер «Деточки» (2013) – о группе детдомовцев, вершивших самосуд при бездействии власти и органов охраны правопорядка. В мелодрамах «Перекрёсток» (1998), «Подари мне лунный свет» (2001), т/ф «Воскресенье в женской бане» (2005, совм. с группой режиссёров) А. экспериментирует со штампами коммерч. «гламура», продолжая остранять их иронично-парадоксальными смыслами. В форме социального гротеска поставил эксцентрич. притчу «Алхимики» (2000). В т/ф «Фабрика грёз» (2004) в трагикомедийной форме высмеял ряд ситуаций, характерных для «кухни» совр. кинопроизводства. Выступает как актёр («Высоцкий. Спасибо, что живой», пр. «Ника», 2011). Среди др. фильмов: «Леди Казахстан» (2000), «Жёлтый карлик» (2001), «Дьявол, называющий себя Богом», «Леди на день» (оба 2002), «Тартарен из Тараскона» (2003), «Тёмная ночь» (2004), «Всё по-честному» (2007), телесериал «Золотая страна» (2011). Соавтор сценариев, продюсер своих и др. фильмов. С 1993 руководит актёрской мастерской ЛГИТМиКа (с 1993 СПГАТИ).

Лит.: Марголит Е. Сигнал о наличии жизни // Искусство кино. 1996. № 2; Юсипова Л. Народное кино – хорошо, но индийское лучше // Искусство кино. 1998. № 10.

Вернуться к началу