Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ННИНГЕМ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
«Точки в пространстве» Дж. Кейджа. Хореограф М. Каннингем.

КА́ННИНГЕМ (Cunningham) Мерс (16.4.1919, Сентрейлия, штат Вашингтон – 26.7.2009, Нью-Йорк), амер. танцовщик, хореограф, теоретик танца. Виднейший представитель амер. хореографии 2-й пол. 20 в. Учился разным видам танца (народный, степ и др.) у нескольких педагогов, с 1937 в Школе изящных искусств (Сиэтл), в 1939 на летних курсах Беннингтонской школы танца. В 1939–45 исполнял ведущие роли в труппе М. Грэхем, одновременно обучался в Школе амер. балета (Нью-Йорк). В 1944 начал ставить танцы. Встреча с композитором Дж. Кейджем определила дальнейшие поиски К. в области хореографии. Подвергнув сомнению основы классич. танца, К. строил свои постановки на принципах, близких абсурда театру и алеаторике: «Сезоны» (1947), «Сюита во времени и пространстве» (1953), «Как пройти, ударить, упасть и пробежать» (1965), «Меняющиеся шаги» (1973) – все на музыку Кейджа. Один из осн. принципов хореографии К. – случайность, которая определяет и композицию, и лексику, и положение артистов на сцене. По К., танец не должен что-либо изображать или выражать, его содержание – движение как таковое, не связанное напрямую ни с музыкой, ни со сценографией. Выявляя неизвестные ранее возможности танца, К. существенно расширил круг используемых движений, видя их гл. худож. ценность в дискретности и алогичности. Он записывал движения на листках бумаги и перемешивал их, создавая из произвольных соединений новые танцевальные фигуры и комбинации. Виртуозный танцовщик, К. требовал от исполнителей совершенного владения как классич. техникой, так и танцем модерн. Количество постановок К. исчисляется сотнями. В 1953 организовал труппу, для которой сочинил большинство танцев, в т. ч. серию хореографич. опусов «События» (1964–79, насчитывает ок. 150 номеров). Среди наиболее значит. постановок К., которые исполняются также в др. танцевальных и балетных труппах мира: «Летнее пространство» М. Фелдмана (1958), «Зимняя ветка» Л. М. Янга (1964), «Тропический лес» (1968) и «Полярность» (1990) Д. Тюдора, «Один день или два» (1973) и «Точки в пространстве» (1987) Кейджа; «CRWDSPCR» Дж. Кинга (1993), «BIPED» Г. Брайерса (1999). К. – автор статей и интервью, многие из которых собраны и изданы как сб-ки; изданы также его рисунки. Работал в кино и на телевидении.

Гл. пр. Венецианского биеннале (1995). Офицер ордена Почётного легиона (2004).

Соч.: Changes: Notes on choreography. N. Y., 1968; Le danseur et la danse. Entretiens avec Jacqueline Lesschaeve. P., 1980; Оther Animals. Drawings and Journals by Merce Cunningham. N. Y., [2001].

Лит.: Merce Cunningham. N. Y., 1986; Dancing in Space and Time. N. Y., 1992; Vaughan D. Fifty years. Chronicle and Сommentarу by David Vaughan. N. Y., 1997; Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке: Очерки истории. Екатеринбург, 2004.

  • КА́ННИНГЕМ Мерс (р. 16.4.1919), амер. танцовщик, хореограф, теоретик танца (2008)
Вернуться к началу