Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРУК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Ряполова
П. Брук. Сцена из спектакля «Король Лир» У. Шекспира (в роли Лира – П. Скофилд). Королевский Шекспировский театр.

БРУК (Brook) Питер (р. 21.3.1925, Лондон), англ. режиссёр. Родился в семье рос. иммигрантов. Ко времени обучения в Оксфордском ун-те (1942–44) относятся первые режиссёрские опыты в кино и театре. Первая постановка на проф. сцене – «Адская машина» Ж. Кокто (1945, театральный клуб «Chanticleer», Лондон). В этом же году Б. был приглашён в Бирмингемский репертуарный театр («Человек и сверхчеловек» Б. Шоу, «Король Джон» У. Шекспира, «Женщина с моря» Г. Ибсена), где началось многолетнее творч. содружество с П. Скофилдом. После успеха спектаклей «Бесплодные усилия любви» (1946) и «Ромео и Джульетта» (1947) Шекспира (в Шекспировском мемориальном театре в г. Стратфорд-апон-Эйвон), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (театр «Lyric», Лондон, 1946) и некоторых др. Б. стал гл. реж. театра «Ковент-Гарден» (1948–50), где поставил оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948), «Саломея» Р. Штрауса (1949, сценография С. Дали) и др. «Гамлет» Шекспира, показанный на гастролях в Москве (1955), сыграл важную роль в приобщении сов. театра к мировому театральному процессу. В сокровищницу мировой сценич. шекспирианы вошли спектакли «Мера за меру» (1950) и «Тит Андроник» (1955; оба – в Шекспировском мемориальном театре). Б. стремился выявить музыкальность шекспировских текстов, акцентируя тончайшие взаимодействия между ритмом, тоном и энергией актёрской игры и речи. Проводил параллель между иск-вом театра и кинематографом, придавал особую динамику сценич. действию, чередуя крупные и общие планы, разрабатывал универсальный сценич. язык, понятный любому зрителю независимо от культуры, образования и т. д. Выдвинувшись в первый ряд англ. режиссёров, Б., наряду с произведениями Шекспира, ставил пьесы Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. С. Элиота, Ф. Дюрренматта, Т. Уильямса, К. Фрая и др. В его спектаклях играли ведущие актёры (П. Скофилд, А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье). В 1962–70-х гг. Б. работал в обновлённом Королевском Шекспировском театре, где в 1962 осуществил постановку трагедии Шекспира «Король Лир». Этот суровый и жестокий спектакль, занявший центр. место в творчестве Б. 1960-х гг.,  итог раздумий художника о судьбах человечества, прошедшего через все ужасы 20 в.

С нач. 1960-х гг. Б. занялся эксперим. работой, цель которой – постичь глубинную подсознательную основу сценич. действа. Эта работа включала программу упражнений «театр жестокости»  в развитие идей А. Арто (совм. с амер. реж. Ч. Маровицем, Лондонская академия музыкального и драматич. иск-ва, 1964), «деконструкцию» «Бури» Шекспира и «Эдипа» Сенеки (обе пост. в 1968). К этому же времени относятся антивоен. спектакли «Физики» Ф. Дюрренматта (1963), «Марат/Сад» (1964) и «Дознание» (1965) П. Вайса, коллективное сочинение о войне во Вьетнаме «US» (1966).

В 1970 Б. поставил «Сон в летнюю ночь» Шекспира как спектакль, проникнутый духом праздничности и прославляющий иск-во театра. В том же году начал работу в основанном им Междунар. центре театральных исследований в Париже, где вместе с интернац. группой актёров, художников, музыкантов исследует природу и воздействие театра на общество. Преследуя цель взаимодополнения разных культур (которое, по мнению Б., только и может по-настоящему объединить человечество), постоянно обращается к мифологии, фольклору и лит-ре Востока, в т. ч. поставил грандиозный спектакль по инд. эпосу «Махабхарата» (1985). Среди др. постановок: «Тимон Афинский» (1974), «Мера за меру» (1978), «Буря» (1990), «Трагедия Гамлета» (2000) по Шекспиру, «Вишнёвый сад» (1981 и 1988) А. П. Чехова, «Человек, который…» по книге психолога О. Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу» (1991), «Счастливые дни» С. Беккета (1995), «Твоя рука – в моей» К. Рокамора по письмам А. П. Чехова и О. Л. Книппер (2004), «Фрагменты» по Беккету (2008), «Warum warum» по текстам Арто, Г. Э. Г. Крэга, В. Э. Мейерхольда, Шекспира и др. (2010). Б. продолжает ставить и оперные спектакли: «Фауст» Ш. Гуно (1953), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1957) – оба в театре «Метрополитен-опера», камерный вариант оперы Ж. Бизе – «Трагедия Кармен» (1981, Париж), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2010, театр «Буфф дю Нор», Париж) и др. Видное место в кинематографе 2-й пол. 20 в. заняли фильмы Б. «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963), а также киноверсии театральных постановок. В 1974–2010 худ. рук. театра «Bouffes du Nord». Командор ордена Почётного легиона (2013).

Соч.: Блуждающая точка. М., 1996; Пустое пространство. Секретов нет. М., 2003; Нити времени. М., 2005.

Лит.: Trewin J. C. P. Brook: а biography. L., 1971; P. Brook: a theatrical casebook. L., 1991; Театp П. Брука. Взгляд из России. М., 2000; Croyden M. Conversations with P. Brook, 1970–2000. N. Y., 2003; Kustow M. P. Brook: a biography. N. Y., 2005.

  • БРУК Питер (р. 21.3.1925), англ. режиссёр (2006)
Вернуться к началу