Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МНУ́ШКИНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова
А. Мнушкина. Сцена из спектакля «Генрих IV» по У. Шекспиру.

МНУ́ШКИНА, Мнушкин (Mnouchkine) Ариана (р. 3.3.1939, Булонь-Бийанкур), французский режиссёр. Дочь иммигранта из России, известного французского кинопродюсера А. Мнушкина. Изучала психологию в Оксфорде и Сорбонне. В конце 1950-х гг. окончила Международную театральную школу Ж. Лекока в Париже. В 1959 создала Театральную ассоциацию парижских студентов (президент – Р. Планшон), где в 1961 дебютировала как режиссёр («Чингис-хан» А. Бошо). В 1964 основала в Париже «Театр дю Солей» («Théâtre du Soleil», «Театр Солнца»), открывшийся постановкой «Мещан» М. Горького. Среди ранних работ: «Кухня» А. Уэскера (1967), «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1968) – обе в помещении цирка на Монмартре. С августа 1970 «Театр дю Солей» размещается в одном из ангаров бывшей оружейной фабрики «Картушери» («Cartoucherie») в Венсенском лесу на восточной окраине Парижа. М. наследует Ж. Копо, Ш. Дюллену и Л. Жуве, возрождавшим традиции народного театра. В спектаклях «Клоуны» (1969; на сцене «Пикколо-театро», Милан) и «Золотой век» (1975; о французских иммигрантах), диптихе о Французской революции «1789» (1970) и «1793» (1972) использованы приёмы комедии дель арте и китайского народного театра; в «Шекспириане» («Ричард II», 1981; «Двенадцатая ночь», 1982; «Генрих IV», 1984) – элементы японского театра кабуки и индийской катакхали. С 1985 М. работает в соавторстве с драматургом Э. Сиксу, наряду с историко-документальным материалом («Страшная, но неоконченная история Нородом Сианука, короля Камбоджи», 1985; «Индиада», 1987) разрабатывая сюжеты классической драматургии (тетралогия «Атриды», 1990–92; «Вероломный город, или Пробуждение Эриний», 1994; все – по мотивам древнегреческих трагедий). В своих постановках М. предпринимает попытку создания современного эпоса, повествующего о нынешних переселенцах (мусульманах, мигрантах, беженцах): «И вдруг ночи стали бессонными» (1997), «Часовые на плотине» (1999; с элементами японского кукольного театра бунраку), цикл «Последний караван-сарай» (2003, экранизирована в 2006), «Тени» (2006, экранизирована в 2009). Для спектаклей М. характерно коллективное авторство, отсутствие законченного драматического текста, импровизационность действия. Среди других постановок: «Мефисто» (по одноимённому роману К. Манна, 1979), «Дон-Жуан» (1977) и «Тартюф» (1995) Мольера, «Конец – делу венец» (1998) и «Макбет» (2014) Шекспира, «Потерпевшие с “Безумной надежды”» (2010, экранизирована в 2013). В 1978 М. поставила игровой фильм «Мольер».

Лит.: Kiernander A. Ariane Mnouchkine and the Théâtre du Soleil. N. Y., 1993; Féral J. Trajectoires du Soleil: autour d’Ariane Mnouchkine. P., 1998; Collaborative Theatre: The Théâtre du Soleil Sourcebook / ed. by D. Williams; London, N. Y., 1999; Labrouche L. Ariane Mnouchkine: un parcours théâtral. P., 1999; Neuschäfer A. De l’improvisation au rite: l’épopee de notre temps. Frankfurt/M.; N. Y., 2002. Miller J. G. Ariane Mnouchkine. London, N. Y., 2007; Picon-Vallin B. Ariane Mnouchkine. Arles, 2009.

Вернуться к началу