Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИРЗО́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Алдашева

МИРЗО́ЕВ Владимир Владимирович (р. 21.10.1957, Москва), российский режиссёр. В 1981 окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (отделение режиссуры цирка, курс М. С. Местечкина). В 1987–89 художественный руководитель Театра-студии «Домино» во Всероссийском объединении «Творческие мастерские» (ВОТМ) при СТД РСФСР, где поставил спектакли: «Мадам Маргарита» Р. Атайяда (1987), «Полуденный раздел» П. Клоделя, «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга, «Эскориал» М. де Гельдерода (все 1988), «Тлеющие угли» С. Беккета, «Возможности „А“» Г. Баркера (оба 1989). В 1989–93 работал в Торонто (Канада), где основал театральную компанию «Horizontal Eight» («Горизонтальная восьмёрка») и поставил спектакли «Саломея» О. Уайльда (1991), «Калигула» А. Камю (1992) и др. В 2003–04 художественный руководитель Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, среди спектаклей: «Женитьба» Н. В. Гоголя (1994), «Хлестаков» по «Ревизору» Гоголя (1996), «Голуби» М. Ю. Угарова, «Тот этот свет» А. Н. Казанцева (оба 1997), «Двенадцатая ночь» и «Укрощение строптивой» У. Шекспира (оба 1999), «Семеро святых из деревни Брюхо» Л. Е. Улицкой (2003). Работы М. отличаются яркой театральностью, эффектной зрелищностью, насыщены цирковыми трюками. Театр режиссёра разворачивается в «метафорическом» пространстве (историческое время часто вынесено за рамки действия); причудливый темпоритм, абсурдность происходящего, медитативность, «декадентская» актёрская игра создают картины-сновидения. Постановки в других театрах: «Амфитрион» Мольера (1998), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (2001), «Принцесса Ивонна» по пьесе «Ивонна, принцесса Бургундская» В. Гомбровича, «Предательство» Х. Пинтера (оба 2011), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. де Бомарше (2014; все – московский Театр имени Евг. Вахтангова); «Праздничный день» О. И. Михайловой (1986), «Две женщины» по «Месяцу в деревне» И. С. Тургенева (1998), «Тартюф» Мольера (2006; все – театр «Ленком»); «Миллионерша» Б. Шоу (2000 – Независимый театральный проект); «Коллекция Пинтера» по «Коллекции» Х. Пинтера (2000 – театральное агентство «Арт-Мост»); «Толстой – Столыпин. Частная переписка» Михайловой (2013 – Театр.doc); «Доходное место» А. Н. Островского (2014 – Свердловский театр драмы, Екатеринбург); «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (2015 – Московский драматический театр имени А. С. Пушкина). В Русском (с 1998 Национальном) драматическом театре (Вильнюс) поставил спектакли: «Укрощение строптивой» (1996) и «Тартюф» Мольера (2000). Работает в кино и на ТВ: фильмы «Знаки любви» (2006), «Человек, который знал всё» (2009), «Борис Годунов» (2011); телеспектакли, в т. ч. «Любовь» по одноимённой пьесе Л. С. Петрушевской (1997), «Пьеса для мужчины» по мотивам произведений Д. И. Хармса (2009), «Башмачкин» по пьесе «Акакий А. Башмачкин» О. А. Богаева (2010).

Государственная премия РФ (2001).

Соч.: Спящий режим. М., 2006; Птичий язык. М., 2012; Тавматургия: Одноактные пьесы, сценарий. М., 2013.

Лит.: Соколинский Е. Боевик режиссуры, или Восточная метафизика Владимира Мирзоева // Петербургский театральный журнал. № 20. 2000; Матвиенко К. Дело было в Пензе («Толстой – Столыпин. Частная переписка», Театр.doc) // Театр. № 13-14. 2013.

Вернуться к началу