Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЖА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Кулаков
М. Бежар. Сцена из балета «Волшебная флейта» на музыку В. А. Моцарта.

БЕЖА́Р (Béjart) Морис (псевдоним; настоящие имя и фамилия Морис Жан Берже, Berger) (1.1.1927, Марсель – 22.11.2007, Лозанна), французский артист балета, хореограф, режиссёр, педагог. Сын философа Г. Берже (1896–1960). Член Французской Академии изящных искусств (1994). Классическому танцу обучался с 1941, с 1945 – у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже, В. Волковой в Лондоне. Работал в Марсельской опере (1944), в «Ballet de Paris» (с Р. Пети, конец 1940-х гг., Париж), в Лондоне и Стокгольме (до 1952). Первые значительные постановки осуществил в созданных им парижских труппах «Ballet romantique» (1953; в 1954–57 – «Ballet de lʼEtoile») и «Ballet-Théâtre de Paris» (1957–60) – «Соната для троих» на музыку Б. Бартока (1957), «Орфей» на музыку П. Анри (1958), и др. Значительность проблематики (в ранний период близкой экзистенциализму), своеобразие пластического языка, органично совмещавшего на базе классического танца влияния немецкого экспрессионистического танца, творчества М. Грэхем, танцевальных приёмов джаза, рока,  характерные черты искусства Б. Мировую известность Б. принесла постановка «Весны священной» И. Ф. Стравинского (1959, «Ла Монне», при участии «Western Theatre Baller»); в ней (как и в «Болеро» М. Равеля, 1961) он стремился вернуть танцу его ритуальный, обрядовый характер, хореография приобретала знаковое, эмблематичное значение. В 1960–87 возглавлял труппу «Ballet du XXe siècle» (Брюссель), с 1987 швейцарскую труппу «Балле Бежар Лозанн» (с 1992 «Béjart Ballet Lausanne»). Среди постановок, отражающих общегуманистическую проблематику,  «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964), «Месса по нашему времени» на музыку Анри и др. (1967), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинских танго (1975), «Король Лир – Просперо» на музыку Г. Пёрселла и др. (1994), «Мать Тереза и дети всего мира» на сборную музыку (2002). Философское осмысление в хореографических образах любви и смерти как первооснов бытия – главная тема балетов: «Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза (1966), «Быть может, это Смерть?» на музыку Р. Штрауса (1970), «То, что сказала мне Любовь» на музыку Г. Малера (1974); «Гелиогабал» (1976) и «Эрос–Танатос» (1980), оба на сборную музыку, «Балет в честь жизни» на музыку В. А. Моцарта и группы «Куин» (памяти Ф. Меркьюри, Х. Донна и Дж. Версаче, 1997). Трагедии творческой личности посвящены балеты: «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. И. Чайковского и др. (1971 и 1994), «Айседора» на сборную музыку (1976), также спектакли о Р. Вагнере, Ш. Бодлере, А. Мальро, Э. Пиаф, Ю. Мисиме и др. Б. создал особый тип синтетического спектакля, в котором танец, драматическая игра, пение почти равноправны. Ставил также оперные и драматические спектакли, в т. ч. «Тангейзер» Р. Вагнера (1961, совместно с режиссёром В. Вагнером, Байрёйтский фестиваль), «Осуждение Фауста» Берлиоза (1964, Парижская опера), «Мнимый Мольер» (по произведениям Мольера, с музыкой Н. Рота, 1976, Париж), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Вагнера (1990, Берлин). Среди спектаклей последних лет: «Мать Тереза и дети мира» (2002), «Чао, Федерико» (2003), «Спасибо, Джанни, с любовью» (2007). Автор пьес «Зелёная королева» («La Reine verte», 1962), «Casta Diva» (1980), «А–6–Roc» (1992), романа «Балет слов» («Le Ballet des mots», 1994). Б. утверждал примат этической стороны над собственно художественно-эстетическими экспериментами, необходимость раскрытия универсальных первооснов танца всех рас и народов; тяготел к искусству, воздействующему на массового зрителя (демократизация аудитории – одна из заслуг Б.). Оказал значительное влияние на обновление танцевальной лексики; расширив выразительные возможности хореографии, показал её способность отражать сложнейшие проблемы бытия. Создатель и руководитель школ-студий «Mudra» (1970–87, Брюссель) и «Rudra» (с 1992, Лозанна).

Соч.: Мгно­ве­ние в жиз­ни дру­го­го. Ме­муа­ры. М., 1989; В чьей жиз­ни? М., 1998.

Лит.: Croёs M. M. Béjart. Brux., [1971]; De Sario S. Images et mots qui dansent… [P.], 1996; Pastori J. P. Béjart Ballet Lausanne. 10 ans de création. Lausanne, 1997.

  • БЕЖА́Р Морис (р. 1.1.1927), франц. артист балета, хореограф, режиссёр, педагог (2005)
Вернуться к началу