Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛАБАНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

БАЛАБА́НОВ Алексей Октябринович (25.2.1959, Свердловск, ныне Екатеринбург – 18.5.2013, Санкт-Петербург), рос. режиссёр, сценарист. В 1981 окончил переводч. ф-т Горьковского педагогич. ин-та, в 1990 – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Л. Н. Николаева, Б. Д. Галантера). В 1983–87 ассистент режиссёра на Свердловской киностудии. Дебютировал фильмами «Раньше было другое время» (1987) и «У меня нет друга» (1988), впервые в сов. кино затрагивающими проблемы сексуальной жизни молодёжи. Значительной работой стал документальный ф. «О воздушном летании в России» (1989) о маленьком провинц. городе, создавшем себе вымышленную историю ради обретения статуса, скрывающего убогость существования. Первые полнометражные ленты – абсурдистские притчи «Счастливые дни» (1992) и «Замок» (1994). Короткометражная новелла «Трофимъ» (1995, киноальманах «Прибытие поезда») в парадоксальной форме рассказывает о ничтожном бытии «маленького человека», совершившего убийство; ленту отличают тонкая проработка фона, бытовых деталей моск. жизни нач. 20 в., точная работа с актёрами. Всенародный успех и культовую славу принесла Б. дилогия «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000), открывшая новый образ героя – киллера, отличающегося предельной честностью и нравств. надёжностью. Б. – один из самых значит. режиссёров 1990–2000-х гг. – в эти годы сформировал авторский стиль, где в парадоксальной форме бросал вызов обществу, «соединяя несоединимое» и разрушая привычные представления о мире. Излюбленные герои Б. – маргиналы, в чьих судьбах воплощён крайне неоднозначный образ среды, обнаруживающей сложные социальные проблемы и смыслы. Притча «Про уродов и людей» (1998, пр. «Ника», 1999) в иронич. форме представила историю зарождения кинематографа в России, ярмарочно-балаганной природой пробудившего власть масс, породившего бездуховное пространство вседозволенности и приведшего страну к революции. Войне в Чечне посвящён ф. «Война» (2002), в острой и выразительной форме рисующий картину сосуществования народов. Последующие фильмы сняты в духе чуть остранённого реализма, насыщенного тонкими иронич. деталями и выводящего в состояние трагич. неразрешимости происходящего. В 2002 снимал ф. «Река» (о колонии прокажённых в глухой якутской тайге; в результате гибели исполнительницы гл. роли картина не завершена). В ф. «Жмурки» (2005) в стиле трагикомедийного «ретро» впервые создан образ эпохи 1990-х гг. Сенсационным явился ф. «Груз 200» (2007) – размышление режиссёра об онтологич. трагизме рос. ментальности. Тема морально-нравств. опустошения общества перед Октябрьской революцией 1917 – во главе угла в ф. «Морфий» (2008). Мрачный мир совр. рос. провинции, где «верхи» и «низы» повязаны тотальным отсутствием осознания греха, представлен в ф. «Кочегар» (2010). Ф. «Я тоже хочу» (2012) – своеобразное прощание с миром, в заключительном кадре которого – мёртвый человек, лежащий у заброшенной церкви (роль известного рос. кинорежиссёра исполнил смертельно больной Б.). Среди других фильмов: документальный «Настя и Егор» (1989), «Американец» (2004, не завершён), «Мне не больно» (2006). Автор и соавтор сценариев своих фильмов.

Лит.: Аркус Л., Кувшинова М., Шавловский К. Балабанов (сб.). СПб., 2013; Кувшинова М. Ю. Балабанов. СПб., 2015.

Вернуться к началу