Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕЛЬЖОКА́Ж

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 428

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Хлопова

ПРЕЛЬЖОКА́Ж (Preljocaj) Ан­же­лен (р. 19.1.1957, Па­риж), франц. тан­цов­щик и хо­рео­граф. Из се­мьи алб. бе­жен­цев из Юго­сла­вии. В 1970-х гг. обу­чал­ся клас­сич. тан­цу, за­тем со­вре­мен­но­му в «Схо­ла кан­то­рум» (Па­риж). В 1980 ста­жи­ро­вал­ся в Нью-Йор­ке у М. Кан­нин­ге­ма и З. Ром­метт. В 1981 вер­нул­ся во Фран­цию; ра­бо­тал в труп­пе К. Руйе, позд­нее в Нац. цен­тре совр. тан­ца в Ан­же. В 1982 тан­цов­щик труп­пы Д. Ба­гуэ в Мон­пе­лье, где на­чал про­бо­вать си­лы как по­ста­новщик; в дек. 1984 ос­но­вал собств. труп­пу «Ком­па­ния Прель­жо­ка­жа» (с 1986 в при­го­ро­де Па­ри­жа – Шам­пи­ньи-сюр-Марн). По­ста­нов­ки на му­зы­ку И. С. Ба­ха, К. Баль­ба­тра и Г. Пёр­сел­ла («Бе­лые слё­зы»), Л. ван Бет­хо­ве­на («Жут­кие стра­хи»; обе 1985), М. Хан­на («На­шим ге­ро­ям», 1986), Дж. Лу­ри («Ма­лень­кая дви­жу­щая­ся сал­фет­ка», 1987). В 1987–88 в Япо­нии изу­чал те­атр но. В 1989 его труп­па по­лу­чи­ла ста­тус Нац. хо­рео­гра­фич. цен­тра Шам­пи­ньи-сюр-Марн и Валь-де-Марн. То­гда же П. впер­вые об­ра­тил­ся к ре­пер­туа­ру Рус­ских се­зо­нов С. П. Дя­ги­ле­ва, соз­дав свою вер­сию «Сва­деб­ки» И. Ф. Стра­вин­ско­го. В 1990 для Ли­он­ской би­ен­на­ле тан­ца по­ста­вил ба­лет «Горь­кая Аме­ри­ка» на му­зы­ку Л. Пти­га­на, а для Ли­он­ской опе­ры – фу­ту­ри­стич. вер­сию ба­ле­та «Ро­мео и Джуль­ет­та» на му­зы­ку С. С. Про­кофь­е­ва. С 1993 тес­но со­труд­ни­ча­ет с Па­риж­ской опе­рой, где по­ка­зал свои «дя­ги­лев­ские» ба­ле­ты («Па­рад» Э. Са­ти, «При­зрак Ро­зы» на му­зы­ку К. М. фон Ве­бе­ра, «Сва­деб­ка»; все 1993), а так­же по­ста­вил ба­ле­ты на му­зы­ку В. А. Мо­цар­та («Парк», 1994), Г. Вей­во­ды («Ка­за­но­ва», 1998), М. Лан­ца («Сон Ме­деи», 2004), Б. Ман­то­ва­ни («Сидд­харт­ха», 2011) и др. В 1995 его ком­па­ния по­лу­чи­ла назв. «Ба­лет Прель­жо­ка­жа» и пе­ре­еха­ла в Ша­то­вал­лон, близ Ту­ло­на; с 1996 Нац. хо­рео­гра­фич. центр Экс-ан-Про­ван­са.

Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей «но­во­го фран­цуз­ско­го тан­ца», воз­ник­ше­го в 1970–80-х гг. и оп­ре­де­лив­ше­го пу­ти раз­ви­тия совр. франц. хо­рео­гра­фии, П. ба­зи­ру­ет­ся на не­оклас­сич. тан­це, обо­га­щая его разл. совр. тех­ни­ка­ми. Яр­кие и чув­ст­вен­ные ду­эты из его по­ста­но­вок час­то про­дол­жа­ют жить как са­мо­сто­ят. ми­ниа­тю­ры и кон­церт­ные но­ме­ра. Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Бла­го­ве­ще­ние» на му­зы­ку С. Роя и А. Ви­валь­ди (1995), «Кен­тав­ры» на му­зы­ку Д. Ли­ге­ти (1998), «Ни­кто не же­нит­ся на ме­ду­зах» (1999), «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го и «Вер­то­лёт» на му­зы­ку К. Шток­хау­зе­на (обе 2001), «Око­ло­жиз­нен­ный опыт» на му­зы­ку франц. элек­трон­ной груп­пы «Air» (2003), «Че­ты­ре се­зо­на» на му­зы­ку Ви­валь­ди (2005), «Но­чи» на сбор­ную му­зы­ку (2013), «Empty moves (parts I, II & II)» на му­зы­ку Дж. Кей­джа (2014). Спек­так­ли П. вхо­дят в ре­пер­ту­ар круп­ней­ших те­ат­ров ми­ра, в т. ч. моск. Боль­шо­го те­ат­ра («А даль­ше – ты­ся­че­ле­тие по­коя» Л. Гар­нье, 2010) и Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра («Парк» на му­зы­ку В. А. Мо­цар­та, 2011).

Лит.: A. Preljocaj. P., 1992; Parade. P., 1993; Freschel A., Delahaye G. A. Preljocaj. Arles, 2003; Lévêque D. A. Preljocaj: de la création а̀ la mémoire de la danse. P., 2011.

Вернуться к началу