Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРА́ВДИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 332-333

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Телегина
О. А. Правдин – Сганарель («Лекарь поневоле» Мольера).

ПРА́ВДИН Осип (Ио­сиф) Ан­д­рее­вич [наст. имя и фам. Ос­кар Ав­гу­сто­вич Трей­ле­бен (Трай­ле­бен)] [16(28).6.1849, С.-Пе­тер­бург – 17.10.1921, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, засл. арт. имп. те­ат­ров (1912). Из об­ру­сев­ших нем­цев (по др. вер­сии – шве­дов). Сын пе­терб. куп­ца 1-й гиль­дии. На­чи­нал как ак­тёр-лю­би­тель. С 1869 в про­винц. те­ат­рах (Гель­синг­форс, Но­во­чер­касск, Тиф­лис). В 1875 де­бю­ти­ро­вал в пе­терб. Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, но не ос­тал­ся там из-за рас­хо­ж­де­ний с ди­рек­ци­ей и вер­нул­ся в про­вин­цию. В 1877–78 иг­рал в Ар­ти­стич. круж­ке в Мо­ск­ве, с вес­ны 1878 – в труп­пе Ма­ло­го те­ат­ра. Ха­рак­тер­ный и ко­мич. ак­тёр, мас­тер ост­рой ха­рак­те­ри­сти­ки, до­би­ва­ясь на сце­не со­ци­аль­но­го и жиз­нен­но­го прав­до­по­до­бия, П. по­ка­зал се­бя тон­ким ана­ли­ти­ком. Его ис­пол­не­ние от­ли­ча­лось от­то­чен­но­стью де­та­лей, тща­тель­ной про­ра­бот­кой гри­ма, ми­ми­ки, жес­тов, кос­тю­ма. Сла­вил­ся ин­то­на­ци­он­ным бо­гат­ст­вом ре­чи, вы­ра­зи­тель­ной дик­ци­ей, чув­ст­вом сти­ля. Сре­ди вы­даю­щих­ся ро­лей в пье­сах А. Н. Ост­ров­ско­го: Ку­чу­мов («Бе­ше­ные день­ги»), Кру­тиц­кий («Не бы­ло ни гро­ша, да вдруг ал­тын», «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты»), Сча­ст­лив­цев («Лес»), Чу­гу­нов («Вол­ки и ов­цы»), Шуй­ский («Дмит­рий Са­мо­зва­нец и Ва­си­лий Шуй­ский»). Соз­дал за­по­ми­наю­щие­ся об­ра­зы в про­из­ве­де­ни­ях А. С. Пуш­ки­на (Шуй­ский – «Бо­рис Го­ду­нов»), А. С. Гри­бое­до­ва (Ре­пе­ти­лов – «Го­ре от ума»), А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на (Та­рел­кин – «Де­ло», под назв. «От­жи­тое вре­мя»). Осо­бен­но уда­ва­лись П. ро­ли нем­цев, в т. ч. рус. нем­цев, где он под­чёр­ки­вал нац. ко­ло­рит пер­со­на­жа: Ша­аф («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва), Лемм («Дво­рян­ское гнез­до» П. И. Вейн­бер­га по Тур­ге­не­ву), Ос­тер­гау­зен и Брист («Джент­ль­мен» и «Ста­рый за­кал» А. И. Сум­ба­то­ва) и др. Счи­тал­ся луч­шим ис­тол­ко­ва­те­лем Моль­е­ра на рус. сце­не: Гар­па­гон («Ску­пой»), Сга­на­рель («Ле­карь по­не­во­ле»), Ар­ган («Мни­мый боль­ной»), Ор­гон («Тар­тюф») и др. Ини­циа­тор по­ста­нов­ки на сце­не Ма­ло­го те­ат­ра и ав­тор сце­нич. ре­дак­ции «Ве­не­ци­ан­ско­го куп­ца» У. Шек­спи­ра (1916, сыг­рал роль Шей­ло­ка). Про­яв­ляя в дра­ма­тич. ро­лях (Ми­рон, На­ро­ков, Об­ро­ше­нов – «Не­воль­ни­цы», «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки», «Шут­ни­ки» Ост­ров­ско­го; Ткач Ос­но­ва – «Сон в лет­нюю ночь» Шек­спи­ра) те­п­ло­ту и юмор, про­сто­ту и глу­бо­кую че­ло­веч­ность, в опе­рет­тах и во­де­ви­лях (Лев Гу­рыч Си­нич­кин – «Лев Гу­рыч Си­нич­кин» Д. Т. Лен­ско­го) ино­гда при­бе­гал к шар­жу и буф­фо­на­де. П. на­зы­ва­ли «ев­ро­пей­цем» Ма­ло­го те­ат­ра. Ак­тёр вы­со­кой куль­ту­ры, он в со­вер­шен­ст­ве вла­дел не­сколь­ки­ми иностр. язы­ка­ми, вы­сту­пал как переводчик. С 1909 д. чл. Об-ва лю­би­те­лей рос. сло­вес­но­сти при Мос­ковском ун-те, в 1898–1918 чл. Мос­ков­ско­го лит.-ху­дож. круж­ка, в 1912–1916 – Тол­стов­ско­го об-ва в Мо­ск­ве. Мно­го вы­сту­пал как чтец. С 1883 П. – ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ре­гу­ляр­ных еже­год­ных лет­них га­ст­ро­лей ар­ти­стов Ма­ло­го те­ат­ра по про­вин­ции (По­вол­жье, Урал, Сев. Кав­каз, Крым). С 1901 оче­ред­ной ре­жис­сёр, в 1901–04 член ре­пер­ту­ар­но­го со­ве­та, с 1905 чл. ре­жис­сёр­ско­го со­ве­та Ма­ло­го те­ат­ра. По­ста­вил спек­так­ли: «На­кипь» П. Д. Бо­бо­ры­ки­на (1900), «Джон Габ­ри­ель Борк­ман» Г. Иб­се­на (1904), «Ве­чер­няя за­ря» Ф. А. Бей­ер­лей­на (1906, пе­ре­вод с не­мец­ко­го П.), «Шко­ла му­жей» Моль­е­ра (1911) и др. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 П. – пер­вый на­зна­чен­ный ко­мис­сар Ма­ло­го те­ат­ра, с 1.8.1917 по 31.8.1918 – из­бран­ный труп­пой управ­ляю­щий. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 ор­га­ни­зо­вы­вал вы­сту­п­ле­ния труп­пы Ма­ло­го те­ат­ра в разл. рай­онах Мо­ск­вы. В 1917–21 из­бран­ный пред. ре­пер­ту­ар­но-ху­дож. к-та Ма­ло­го те­ат­ра. С мар­та 1920 из­бран ди­рек­то­ром – зав. ху­дож. ча­стью в ди­рек­то­рии Ма­ло­го те­ат­ра. С 1883 пре­по­да­вал, с 1889 за­ве­до­вал дра­ма­тич. клас­са­ми Муз.-дра­ма­тич. уч-ща Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва. В 1884–86, 1888–93, 1900, 1918–20 пе­да­гог дра­ма­тич. кур­сов те­ат­раль­ной шко­лы имп. те­ат­ров (Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща). В 1917–18 да­вал уро­ки сце­нич. иск-ва в 4-м дра­ма­тич. тех­ни­ку­ме. Ав­тор ста­тей на те­ат­раль­ные те­мы, ко­мич. рас­ска­зов из нем. бы­та. С 1903 член-уч­ре­ди­тель и дол­гое вре­мя бес­смен­ный пред­се­да­тель моск. Об-ва для при­зре­ния пре­ста­ре­лых и ли­шён­ных спо­соб­но­сти к тру­ду ар­ти­стов и их се­мейств.

Лит.: О. А. Прав­дин: Стра­нич­ка из ав­то­био­гра­фии ар­ти­ста // Еже­год­ник Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров. 1909. Вып. 6–7; Фи­лип­пов В. А. Па­мя­ти О. А. Прав­ди­на // Куль­ту­ра те­ат­ра. 1921. № 7/8; Ка­ра-Мур­за С. Г. О. А. Прав­дин // Ка­ра-Мур­за С. Г. Ма­лый те­атр: Очер­ки и впе­чат­ле­ния, 1891–1924. М., 1924; О. А. Прав­дин // Га­ле­рея мас­те­ров Ма­ло­го те­ат­ра: Аль­бом порт­ре­тов. М., 1935; Ле­нин М. Ф. О. А. Прав­дин // Ле­нин М. Ф. Пять­де­сят лет в те­ат­ре: Те­ат­раль­ные ме­муа­ры. М., 1957; Тур­ча­ни­но­ва Е. Д. О. А. Прав­дин // Е. Д. Тур­ча­ни­но­ва: Сб. ста­тей. М., 1959; Ро­дио­но­ва И. По­бор­ник реа­лиз­ма // Те­ат­раль­ная жизнь. 1974. № 13; Не­дзвец­кая Е. Ю. Пе­ре­пис­ка Е. К. Леш­ков­ской и О. А. Прав­ди­на // Па­мят­ни­ки куль­ту­ры. Но­вые от­кры­тия, 1978. Л., 1979; Не­ли­дов В. А. Те­ат­раль­ная Мо­ск­ва: Со­рок лет мос­ков­ских те­ат­ров. М., 2002.

Вернуться к началу