Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́ССАРТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 254-255

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Варенникова
Э. Поссарт в роли Шейлока («Венецианский купец» У. Шекспира).

ПО́ССАРТ (Possart) Эрнст Ген­рих (с 1897 Эрнст Ген­рих Рит­тер фон Пос­сарт) (11.5.1841, Бер­лин – 8.4.1921, там же), нем. ак­тёр, те­ат­раль­ный дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца. На­чи­нал как про­да­вец книг, за­тем учил­ся у при­двор­но­го ак­тё­ра В. Кай­зе­ра. В 1861 де­бю­ти­ро­вал в «Ура­ния-теа­тер» в Брес­лау (ны­не Вроц­лав, Поль­ша) в ро­ли Зиг­фри­да фон Мёр­не­ра («Принц Фрид­рих Гом­бург­ский» Г. фон Клей­ста). Ра­бо­тал в Бер­не и Гам­бур­ге. В 1864 сыг­рал пе­ре­лом­ную для сво­ей карь­е­ры роль Фран­ца Мо­ора («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра) в Мюн­хен­ском при­двор­ном те­ат­ре, став ве­ду­щим ак­тё­ром труп­пы (с 1878 ди­рек­тор по ак­тё­рам). Мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал по Ев­ро­пе и Аме­ри­ке (в т. ч. по­сто­ян­но с 1891 по 1900 в Рос­сии). Как му­зы­каль­но ода­рён­ный ак­тёр, П. при­да­вал осо­бое зна­че­ние ме­ло­ди­ке и то­ну го­ло­са. Его иг­ру от­ли­чал про­ду­ман­ный до ме­ло­чей ри­су­нок ро­ли, без­уко­риз­нен­но со­блю­дав­ший­ся им ка­ж­дый спек­такль из го­да в год. П. срав­ни­ва­ли с вни­ма­тель­ным и до­тош­ным зод­чим, од­на­ко ему уда­ва­лось со­зда­вать на удив­ле­ние прав­ди­вые и жиз­нен­ные об­ра­зы. Луч­шие ро­ли – ха­рак­тер­ные (Шей­лок, Яго, Ри­чард III – «Ве­не­ци­ан­ский ку­пец», «Отел­ло», «Ри­чард III» У. Шек­спи­ра; Ме­фи­сто­фель – «Фа­уст» И. В. Гё­те). Не­ко­то­рые из них он рас­цве­чи­вал но­вы­ми крас­ка­ми. Так, Ме­фи­сто­фель был мно­го­об­ра­зен в сво­ей иро­нии. Сре­ди др. ро­лей: Гам­лет, ко­роль Лир («Гам­лет», «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра), На­тан («На­тан Муд­рый» Г. Э. Лес­син­га), На­по­ле­он («Ма­дам Сан-Жен» В. Сар­ду), Бе­рендт («Бан­крот­ст­во» Б. Бьёрн­со­на). П. имел ус­пех и в по­пу­ляр­ных ме­ло­дра­мах: «Ман­фред» Р. Шу­ма­на, «Ко­ро­лев­ские де­ти» Э. Хум­пер­дин­ка, «Ведь­ми­на песнь» М. фон Шил­линг­са и др. С 1888 ру­ко­во­ди­тель «Лес­синг­теа­тер» в Бер­ли­не; про­дол­жал в то же вре­мя ак­тив­но иг­рать в Мюн­хе­не, ку­да в 1893 вер­нул­ся в ка­че­ст­ве ин­тен­дан­та при­двор­но­го те­ат­ра. Бу­ду­чи кон­сер­ва­то­ром в иск-ве и за­бо­тясь о при­бы­ли вве­рен­ных ему сцен, П. ак­тив­но про­ти­во­дей­ст­во­вал ра­бо­те но­во­го мюн­хен­ско­го «Дой­чес теа­тер», на не­ко­то­рый пе­ри­од до­бив­шись да­же лич­но­го пра­ва ве­то на его по­ста­нов­ки. В 1900–01 в Мюн­хе­не уси­лия­ми П. по­стро­ен и от­крыт «Принц­ре­ген­тен­теа­тер» (арх. М. Лит­ман), в ко­то­ром сра­зу же на­чал про­во­дить­ся ваг­не­ров­ский фес­ти­валь, кон­ку­ри­ро­вав­ший с Бай­рёйт­ским фес­ти­ва­лем. Вы­сту­пал так­же как опер­ный ре­жис­сёр («Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та, мюн­хен­ский «Ре­зи­денц­теа­тер», 1896, и др.). В ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ров при­вле­кал Г. Ле­ви и Р. Штрау­са. В 1905 П. вы­шел в от­став­ку. В 1919 по­сле смер­ти же­ны вер­нул­ся в Бер­лин.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Пос­сарт в Мо­ск­ве // Ар­тист. 1891. № 14; Crodel R. Der Schau­spieler E. Possart. Mönchengladbach, 1927; Frahm H. E. Possart als Schauspielregisseur. Münch., 1933; Koch H. E. Possart als Opern-Regisseur. Münch., 1953; Ста­ни­слав­ский К. С. Э. Пос­сарт // Ста­ни­слав­ский К. С. Собр. соч. М., 1954. Т. 1.

Вернуться к началу