Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 142-143

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. А. Попов в фильме «Шведская спичка». 1954.

ПОПО́В Ан­д­рей Алек­сее­вич (12.4.1918, Ко­ст­ро­ма – 10.6.1983, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1965). Сын и уче­ник А. Д. По­по­ва. С 1940, по окон­ча­нии сту­дии при ЦТКА, в этом те­ат­ре (с 1951 ЦТСА; в 1963–73 гл. ре­жис­сёр). В пер­вых же ро­лях об­нару­жил тя­го­те­ние к ост­рой ха­рак­тер­но­сти: Силь­вен («Ко­пил­ка» Э. Ла­би­ша), Кло­бу­ков («За тех, кто в мо­ре!» Б. А. Лав­ре­нё­ва), Слёз­кин («Степь ши­ро­кая» Н. Г. Вин­ни­ко­ва; Гос. пр. СССР, 1950). Вир­ту­оз­ное вла­де­ние тех­ни­кой ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва, вы­со­кая сце­нич. куль­ту­ра по­зво­ля­ли П. соз­да­вать мно­го­пла­но­вые об­ра­зы, до­би­вать­ся бо­гат­ст­ва пси­хо­ло­гич. от­тен­ков: Росс («По­след­няя ос­та­нов­ка» Э. М. Ре­мар­ка), Пла­то­нов («Оке­ан» А. П. Штей­на), Яков Бо­го­мо­лов («Яков Бо­го­мо­лов» М. Горь­ко­го), царь Ио­анн Гроз­ный («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го), Вой­ниц­кий («Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва), Тот («Тот, кто по­лу­ча­ет по­щё­чи­ны» Л. Н. Ан­д­рее­ва) и др. В ко­ми­че­ских, под­час буф­фон­ных ро­лях, сыг­ран­ных с ис­кро­мёт­ным юмо­ром и вне­зап­ным дра­ма­тиз­мом, про­яв­ля­лась осо­бая гра­ция, мяг­кость ис­пол­ни­тель­ской ма­не­ры: Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Бе­лар­до («Учи­тель тан­цев» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо), Ржев­ский («Дав­ным-дав­но» А. К. Глад­ко­ва), Пет­руч­чо («Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» У. Шек­спи­ра). По­ста­вил спек­так­ли: «Ка­меш­ки на ла­до­ни» А. Д. Са­лын­ско­го (1965), «Бран­ден­бург­ские во­ро­та» М. А. Свет­ло­ва (1968) и др. С 1974 в труп­пе МХАТа: Ле­бе­дев, Со­рин («Иванов», «Чай­ка» Че­хо­ва), Жу­ков­ский («Ме­д­ная ба­буш­ка» Л. Г. Зо­ри­на), Га­ли­лей («Жизнь Га­ли­лея» Б. Брех­та), Лон­ша­ков («Об­рат­ная связь» А. И. Гель­ма­на), Ку­шак («Ути­ная охо­та» А. В. Вам­пи­ло­ва), Отец («Отец и сын» по Ф. Каф­ке). В 1976–79 од­но­вре­мен­но худ. рук. Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го: стре­мясь к творч. об­нов­ле­нию, при­гла­сил в те­атр сво­их уче­ни­ков – ре­жис­сё­ров А. А. Ва­силь­е­ва, Б. А. Мо­ро­зо­ва, И. Л. Рай­хель­гау­за. В ки­но с 1930 («Круп­ная не­при­ят­ность»). Сыг­ран­ные П., мас­те­ром реа­ли­стич. порт­ре­та, ге­рои-со­вре­мен­ни­ки от­ли­ча­ют­ся тон­ко­стью ду­шев­ной ор­га­ни­за­ции, умом, бла­го­род­ст­вом: Но­ви­ков («Па­ла­та»), отец Оль­ги («Днев­ные звёз­ды»), Кры­мов («По­весть о че­ло­ве­че­ском серд­це»), Ефим Ни­ко­лае­вич («Учи­тель пе­ния») и др. В эк­ра­ни­за­ци­ях клас­си­ки при­да­вал ге­ро­ям осо­бую лич­но­ст­ную ин­то­на­цию, со­че­таю­щую­ся с вер­но­стью ав­тор­ско­му сти­лю: Дю­ков­ский («Швед­ская спич­ка»), Яго («Отел­ло»), Чел­каш («Чел­каш»), Рос­тов­щик («Крот­кая»), За­хар («Не­сколь­ко дней из жиз­ни И. И. Об­ло­мо­ва»). В 1968–83 пре­по­да­вал в ГИТИСе (с 1973 проф.).

Лит.: Ве­ле­хо­ва Н. По­пов // Те­атр. 1961. № 5; Кне­бель М. О. А. По­пов // Там же. 1978. № 4; Смок­ту­нов­ский И. М. О дру­ге // Смок­ту­нов­ский И. М. Быть! Рос­тов н/Д.; М., 1999; Стеб­лов Е. Ю. Те­атр А. По­по­ва // Стеб­лов Е. Ю. Про­тив ко­го дру­жи­те? Рос­тов н/Д.; М., 2010.

Вернуться к началу