Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́ЛЛАК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 716

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Н. Ветрова

ПО́ЛЛАК (Pollack) Сид­ни (Сид­ни Ир­вин) (1.7.1934, Ла­фай­ет, штат Ин­диа­на – 26.5.2008, Лос-Анд­же­лес), амер. ре­жис­сёр, ак­тёр, про­дю­сер. Из се­мьи вы­ход­цев из Рос­сии. В 1952–54 учил­ся на кур­сах ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва при те­ат­ре «Ней­бор­худ плей­ха­ус» в Нью-Йор­ке. С кон. 1950-х гг. иг­рал на те­ат­раль­ной сце­не, в ки­но, на те­ле­ви­де­нии. За­тем про­бо­вал си­лы в ре­жис­су­ре, ста­вил пье­сы на Брод­вее, ра­бо­тал над те­ле­се­риа­ла­ми. Как ре­жис­сёр иг­ро­во­го ки­но де­бю­ти­ро­вал в 1965 на­пря­жён­ной пси­хо­ло­гич. дра­мой «Тон­кая нить». Пер­вый круп­ный ус­пех при­нёс ф. «За­гнан­ных ло­ша­дей при­стре­ли­ва­ют, не прав­да ли?» (1969): кар­ти­на мно­го­днев­но­го тан­це­валь­но­го ма­ра­фо­на, уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го из по­след­них сил бо­рют­ся за де­неж­ный приз, пе­ре­да­ва­ла гне­ту­щую ат­мо­сфе­ру Ве­ли­кой де­прес­сии в США. На 1970-е гг. при­шёл­ся рас­цвет твор­че­ст­ва П., во мно­гих чер­тах пред­став­ляв­ше­го стиль «Но­во­го Гол­ли­ву­да» и от­ме­чен­но­го ли­бе­раль­ны­ми на­строе­ния­ми сво­его вре­ме­ни. В рус­ле со­ци­аль­но-кри­тич. ки­не­ма­то­гра­фа соз­да­ны его луч­шие лен­ты: дра­ма в ду­хе рет­ро «Та­ки­ми мы бы­ли» (1973), где на­шли от­ра­же­ние идеа­лы ле­вых амер. ин­тел­лек­туа­лов, и по­ли­тич. трил­лер «Три дня Кон­до­ра» (1975). Мас­тер­ст­во ре­жис­сё­ра – зна­то­ка за­ко­нов жан­ра, умею­ще­го со­пря­гать со­ци­аль­ную зна­чи­мость и зре­лищ­ность, от­ли­ча­ет филь­мы 1980–90-х гг.: «Без зло­го умыс­ла» (1981), «Га­ва­на» (1990), «Фир­ма» (1993) и др. Ещё од­на сквоз­ная те­ма твор­че­ст­ва П. – при­ро­да и ци­ви­ли­за­ция – зву­чит в вес­тер­не «Ие­ре­мия Джон­сон» (1972), в ро­ман­тич. ко­ме­дии «Элек­три­че­ский всад­ник» (1979) и в по­этич­но рас­ска­зан­ной лю­бов­ной ис­то­рии по ро­ма­ну К. Блик­сен «Из Аф­ри­ки» (1985, пр. «Ос­кар»). Наи­боль­ший ком­мерч. ус­пех при­нес­ла П. ко­ме­дия «Тут­си» (1982). Сре­ди др. филь­мов: «Якуд­за» (1974), «Боб­би Дир­филд» (1977, в отеч. про­ка­те – «Жизнь взай­мы»), «Саб­ри­на» (1995). С сер. 1990-х гг. П. пре­им. вы­сту­пал как про­дю­сер («Та­лант­ли­вый мис­тер Ри­п­ли», 1999; «Ти­хий аме­ри­ка­нец», 2002; «Хо­лод­ная го­ра», 2003). Про­дол­жал сни­мать­ся в ки­но («С ши­ро­ко за­кры­ты­ми гла­за­ми», «Майкл Клей­тон»), в т. ч. и в собств. ре­жис­сёр­ских ра­бо­тах («Пау­ти­на лжи», 1999; «Пе­ре­во­дчи­ца», 2005). Эпи­зо­дич. ро­ли П., бла­го­да­ря его боль­шо­му ак­тёр­ско­му опы­ту и фак­тур­ной внеш­но­сти, все­гда бы­ли ор­га­нич­ны­ми на эк­ра­не. Пр. «По­чёт­ный Ле­о­пард» Мкф в Ло­кар­но за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (2002).

Лит.: До­ро­ше­вич А. По­бе­ди­тель не по­лу­ча­ет ни­че­го // Ис­кус­ст­во ки­но. 1971. № 1; Trot­ta R. S. Pollack. Mil., 1977; Lamet P. M. Un instante, una vida // Cine para leer 1978. Bil­bao, 1979; Taylor W. R. S. Pollack. Boston, 1981; Дмит­ри­ев В. Без зло­го умыс­ла. Тут­си // Ис­кус­ст­во ки­но. 1983. № 12; Leon M. S. Pollack. P., 1991; Куд­ряв­цев С. «Фир­мен­ное» ки­но из Аме­ри­ки // Эк­ран. 1994. № 5–6; Meyer J. L. S. Pol­lack: a critical filmography. Jefferson, 1998; Mottram J. S. Pollack // Film Review. 2007. July.

Вернуться к началу