Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИШИНЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский

ПОЛИШИНЕ́ЛЬ (франц. Polichinelle, от не­апо­ли­тан­ско­го Polecenella, итал. Pul­cinella – Пуль­чи­нел­ла), ко­мич. пер­со­наж франц. яр­ма­роч­но­го те­ат­ра ку­кол. У П. два гор­ба (один на гру­ди, дру­гой на спи­не), длин­ный кри­вой нос и ог­ром­ный под­бо­ро­док. На нём обыч­но рас­ши­тый пай­ет­ка­ми кам­зол, тре­угол­ка и баш­ма­ки с за­гну­ты­ми квер­ху но­са­ми, в ру­ках – ду­бин­ка. Во Фран­ции П. поя­вил­ся в кон. 16 в. как пер­со­наж итал. ко­ме­дии дель ар­те и глав­ный ге­рой итал. ку­коль­ной ко­ме­дии. Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­рёл с 1649, ко­гда в Па­ри­же, у Нель­ской баш­ни, на­ча­лись ре­гу­ляр­ные пред­став­ле­ния итал. ма­рио­не­точ­ни­ка Дж. Бри­оч­чи (при­нял франц. имя Жан Брио­ше). Его Пуль­чи­нел­ла (итал. pul­ci­no – цы­п­лё­нок) во франц. ва­ри­ан­те стал По­ли­ши­не­лем (франц. poulet – цы­п­лёнок, а так­же лю­бов­ная за­пис­ка). Ус­пех П. был столь ве­лик, что в 1669 Брио­ше удо­сто­ил­ся при­гла­ше­ния ко дво­ру ко­ро­ля для раз­вле­че­ния ин­фан­та. Итал. ку­коль­ник точ­но по­чув­ст­во­вал на­строе­ния, ха­рак­тер, вку­сы, при­стра­стия па­ри­жан и соз­дал на ос­но­ве Пуль­чи­нел­лы но­вый пер­со­наж, став­ший нар. ге­ро­ем Фран­ции, сим­во­лом нац. ха­рак­те­ра. По сло­вам франц. ис­сле­до­ва­те­ля 19 в. Ш. Мань­е­на, его от­ли­ча­ют «ти­пич­но галль­ский ти­паж и юмор. По­ли­ши­нель на­сквозь про­ник­нут на­цио­наль­ным ду­хом, он на­по­ми­на­ет гас­кон­ско­го офи­це­ра».

Музей Центрального театра кукол им. С. В. Образцова Полишинель. Музей Центрального театра кукол имени С. В. Образцова.

Ве­сё­лый за­ди­ра и на­смеш­ник, П. жил в об­ста­нов­ке скан­да­лов и соз­да­вал их. По­сто­ян­но со­об­щал, что ду­ма­ет же­нить­ся на сво­ей бо­га­той му­же­по­доб­ной под­ру­ге ма­дам Жи­гонь, но ни­ко­гда не вы­пол­нял обе­ща­ния. С за­до­ром ко­ло­тил всех уча­ст­ни­ков ко­ме­дии (по­ми­мо ма­дам Жи­гонь, это обыч­но их мно­го­числ. де­ти, Док­тор, Жан­дарм, Нег­ри­тё­нок, Па­лач и Чёрт). Не­ис­пра­ви­мый бол­тун со­об­щал под боль­шим сек­ре­том из­вест­ные всем ве­щи (от­сю­да вы­ра­же­ние «сек­рет По­ли­ши­не­ля»). В фи­на­ле пред­став­ле­ния П. каз­нил че­рез по­ве­ше­ние собств. па­ла­ча и на­са­жи­вал дья­во­ла на его же ви­лы. Вы­смеи­вал при­бли­жён­ных ко­ро­ля, слу­жи­те­лей Церк­ви, су­дей, чле­нов Франц. ака­де­мии, кар­ди­на­ла Ма­за­ри­ни, пье­сы Воль­те­ра и пре­мье­ры в ко­ро­лев­ских те­ат­рах. П. уда­ва­лось об­хо­дить все за­пре­ты: за­пре­ща­лось го­во­рить сво­им го­ло­сом – го­во­рил чу­жим с по­мо­щью пи­щи­ка (pratique), за­пре­ща­лось уча­ст­во­вать в диа­ло­гах – про­из­но­сил мо­но­ло­ги, за­пре­ща­лось го­во­рить – пел, за­пре­ща­лось петь – ра­зыг­ры­вал пан­то­ми­мы. Он не уны­вал и не тер­пел ав­то­ри­те­тов. Во вре­ме­на Франц. ре­во­лю­ции 18 в. П. да­же под­верг­ли по­ка­за­тель­ной каз­ни.

В 17 в. пер­со­наж П. во­шёл в лит. ко­ме­дию (ин­тер­ме­дии в «Мни­мом боль­ном» Моль­е­ра), в 18 в. – в пье­сы А. Р. Ле­са­жа, Л. Фю­зе­лье и др. В 19 в. П. ув­лёк ин­тел­лек­ту­аль­ную эли­ту Фран­ции. Пред­став­ле­ния ма­рио­не­ток с его уча­сти­ем уст­раи­ва­ли пи­са­те­ли Ж. Санд и Л. Э. Дю­ран­ти, дра­ма­тург Л. Ле­мер­сье де Не­виль и др. С рос­том по­пу­ляр­но­сти пер­ча­точ­ной кук­лы Гинь­оль П. ус­ту­пил ему ме­сто на те­ат­раль­ной сце­не, став со 2-й пол. 19 в. лю­би­мой деть­ми кук­лой-иг­руш­кой.

Лит.: Magnin Ch. Histoire des marionnettes. P., 1852; Maindron E. Marionnettes et gui­gnols. P., 1900; Джи­ве­ле­гов А., Бо­яд­жи­ев Г. Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра от воз­ник­но­ве­ния до 1789 г. М., 1941; За­пад­но­ев­ро­пей­ский те­атр от эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния до ру­бе­жа XIX–XX вв. Очер­ки. М., 2001; Гол­дов­ский Б. П. Кук­лы. М., 2004.

Вернуться к началу