Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛО́ТНИКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. С. Плотников (справа) и Н. О. Гриценко в телеспектакле «На всякого мудреца довольно простоты». 1971.

ПЛО́ТНИКОВ Ни­ко­лай Сер­гее­вич [24.10 (5.11).1897, Вязь­ма – 3.2.1979, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1966). В 1912–14 учил­ся в Центр. уч-ще тех­нич. ри­со­ва­ния ба­ро­на Штиг­ли­ца в С.-Пе­тер­бур­ге (мас­тер-ли­то­граф). С 1915 в Мо­ск­ве. С 1916 в ар­мии. В 1918–20 за­ни­мал­ся в моск. те­ат­раль­ной сту­дии «Крас­ная рам­па» под рук. М. А. Че­хо­ва. В 1919–21 ак­тёр Нар. те­ат­ра в Вязь­ме (Текль­тон – «Свер­чок на пе­чи» по Ч. Дик­кен­су, Ба­рон – «На дне» М. Горь­ко­го, Пётр – «Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го, Фре­зер – «По­топ» Х. Бер­ге­ра, и др.). С 1922 в 4-й сту­дии МХТ (с 1927 Реа­ли­стич. те­атр): Еле­ся («Не бы­ло ни гро­ша, да вдруг ал­тын» А. Н. Ост­ров­ско­го, по­ста­нов­ка П.), Швейк («Бра­вый сол­дат Швейк» по Я. Га­ше­ку, по­ста­нов­ка П.), На­ход­ка («Мать» Горь­ко­го) и др. В 1934–36 в моск. Те­ат­ре Ре­во­лю­ции (Ло­рен­цо – «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра), в 1936–1938 в ЦТКА (Бес­штань­ко – «Бан­кир» А. Е. Кор­ней­чу­ка). В 1938–79 (с пе­ре­ры­ва­ми) в Моск. те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва. Яр­кий ха­рак­тер­ный ак­тёр. Ис­кро­мёт­ный юмор, уме­ние под­ме­чать ин­ди­ви­ду­аль­ные чер­ты и в за­ост­рён­ной са­ти­рич. фор­ме пред­став­лять их в обоб­щён­ном об­ра­зе про­яви­лись в ро­лях: Зем­ля­ни­ка («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Труф­фаль­ди­но («Слу­га двух гос­под» К. Голь­до­ни), Кру­тиц­кий («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го; Гос. пр. РСФСР им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го, 1970). Глу­бо­кий дра­ма­тич. та­лант рас­крыл­ся в спек­так­лях: «Егор Бу­лы­чов и дру­гие» Горь­ко­го (Пав­лин), «Ве­ли­кий го­су­дарь» В. А. Со­ловь­ё­ва (Ва­си­лий Шуй­ский), «От­вер­жен­ные» по В. Гю­го (Жа­вер), «Гам­лет» Шек­спи­ра (По­ло­ний) и др. По­ста­вил спек­так­ли: «Не всё ко­ту мас­ле­ни­ца» Ост­ров­ско­го (1935, Моск. ТЮЗ), «Де­ти Ва­ню­ши­на» С. А. Най­дё­но­ва (1946), «Ма­шень­ка» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (1948), «Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1950) – все в Моск. те­ат­ре ки­но­ак­тё­ра (в 1945–56 ре­жис­сёр это­го те­ат­ра) и др. В 1951–53 гл. реж. Те­ат­ра груп­пы сов. войск в ГДР. Сни­мал­ся в ки­но: Эд­гар («Се­мья Оп­пен­гейм»), ку­лак («Ле­нин в 1918 го­ду»), Ле­нин («Про­лог»), про­фес­сор Син­цов («Де­вять дней од­но­го го­да»), Ни­точ­кин («Твой со­вре­мен­ник», пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри), Со­рин («Чай­ка») и др. Пре­по­да­вал: в ак­тёр­ской шко­ле «Мос­филь­ма» (1935–1937), во ВГИКе (1937–39), в ГИТИСе (1932–51). Твор­че­ст­ву ак­тё­ра по­свя­щён до­ку­мен­таль­ный ф. «Ни­ко­лай Сер­гее­вич Плот­ни­ков» (1972). Гос. пр. СССР (1947). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1972, 1977).

Соч.: Ак­тер и его ра­бо­та. М., 1982.

Лит.: Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. М., 1969. Вып. 5; Мас­те­ра те­ат­ра и ки­но. М., 2003.

Вернуться к началу