Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛО́ТНИКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Б. Г. Плотников (слева) в фильме «Восхождение». 1977.

ПЛО́ТНИКОВ Бо­рис Гри­горь­е­вич (р. 2.4.1949, Не­вьянск), рос. ак­тёр, нар. арт. РФ (1998). В 1970 окон­чил Сверд­лов­ское те­ат­раль­ное уч-ще (курс Ю. Е. Жи­гуль­ско­го), в 1983 – фи­ло­ло­гич. ф-т Ураль­ско­го ун-та (Сверд­ловск, ны­не Ека­те­рин­бург). В 1969–78 в Сверд­лов­ском ТЮЗе (Во­ло­дя – «Веч­но жи­вые» В. С. Ро­зо­ва, Фер­ди­нанд – «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра), в 1978–88 в Моск. те­ат­ре са­тиры (Па­ша-ин­тел­ли­гент – «Ре­монт» М. М. Ро­щи­на, Глу­мов – «Бе­ше­ные день­ги» А. Н. Ост­ров­ско­го, Пе­тя Тро­фи­мов – «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва). Под­виж­ность и мно­го­пла­но­вость ак­тёр­ской при­ро­ды П. со вре­ме­нем вы­яви­ла спо­соб­ность к во­пло­ще­нию диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных ха­рак­те­ров. В 1988–2001 в ЦТРА (до 1993 ЦТСА): Алек­сандр I («Па­вел I» Д. С. Ме­реж­ков­ско­го), Алек­сей Ива­но­вич («Иг­рок») и князь Мыш­кин («Иди­от») – оба по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му, Ба­рон («На дне» М. Горь­ко­го), Дон Пед­ро, Яго («Мно­го шу­ма из ни­че­го», «Отел­ло» У. Шек­спира), Гар­па­гон («Ску­пой» Моль­е­ра). Поль­зу­ясь внеш­не ску­пы­ми вы­ра­зит. сред­ст­ва­ми, стре­мя­щий­ся к мак­си­маль­но­му рас­кры­тию об­раза и точ­но­сти пси­хо­ло­гич. ана­ли­за, П. в зре­лых ра­бо­тах не чужд лёг­кой иро­нии и склон­но­сти к са­ти­рич. ри­сун­ку. С 2002 во МХАТе им. А. П. Че­хо­ва: Вер­нер Гей­зен­берг («Ко­пен­га­ген» М. Фрей­на), Дорн («Чай­ка» Че­хова), Же­ва­кин («Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля), Арн­хольм («Жен­щи­на с мо­ря» Г. Иб­се­на). С 1999 так­же со­труд­ни­ча­ет с Моск. те­ат­ром под рук. О. Та­ба­ко­ва: Кар­ло Голь­до­ни («Про­щай­те... и ру­ко­пле­щи­те!» А. Д. Бо­гда­но­ви­ча), Вой­ниц­кий («Дя­дя Ва­ня» Че­хо­ва), Со­ба­ке­вич («ПОХОЖДЕНИЕ, со­став­лен­ное по по­эме Н. В. Го­го­ля "Мёрт­вые ду­ши"»), Свя­щен­ник («Про­цесс» по Ф. Каф­ке), Иван Ива­но­вич Бра­гин («Же­на» М. С. Стан­ке­ви­ча по од­но­им. рас­ска­зу Че­хо­ва). В ки­но соз­дал об­раз «оча­ро­ван­но­го ин­тел­ли­ген­та» – че­ло­ве­ка, при­шед­ше­го в мир со сво­ей мис­си­ей, но слиш­ком ос­то­рож­но­го и роб­ко­го, что­бы эту мис­сию про­явить. По­это­му су­ще­ст­во­ва­ние мн. ге­ро­ев П. по су­ти сво­ей глу­бо­ко тра­гич­но. Сквоз­ная те­ма за­яв­ле­на уже в де­бют­ной ро­ли Сот­ни­ко­ва («Вос­хо­ж­де­ние» Л. Е. Ше­пить­ко, 1977), чей об­раз впер­вые на сов. эк­ра­не оче­вид­но пе­рекли­кал­ся с об­ра­зом Ии­су­са Хри­ста. Пер­со­на­жи П. все­гда су­ще­ст­ву­ют «вне вре­ме­ни». В на­стоя­щем они ка­жут­ся при­шель­ца­ми из про­шло­го, во­пло­ща­ясь в про­шлом, вы­ла­мы­ва­ют­ся из его при­выч­ных за­ко­нов, а по­то­му все­гда ос­та­ют­ся ду­шев­но оди­но­ки­ми и не­по­ня­ты­ми (в филь­мах «На­ка­ну­не пре­мье­ры», «Ди­кая охо­та ко­ро­ля Ста­ха», «Лес», «Дуб­лёр на­чи­на­ет дей­ст­во­вать», в те­ле­филь­мах «Дуль­си­нея То­бос­ская», «Не­ве­ро­ят­ное па­ри, или Ис­тин­ное про­ис­ше­ст­вие, бла­го­по­луч­но за­вер­шив­шее­ся сто лет на­зад», «Со­ба­чье серд­це», «Фи­зи­ки»). Эти чер­ты ак­тёр пе­ре­нёс и в ро­ли ре­аль­ных ис­то­рич. пер­со­на­жей в те­ле­филь­мах: «Жизнь Бер­лио­за» (Одо­ев­ский), «Ми­хай­ло Ло­мо­но­сов» (Пётр III), «Пётр Ве­ли­кий» (ца­ре­вич Алек­сей), «Де­ло Су­хо­во-Ко­бы­ли­на» (Че­хов), «Рас­кол» (Стру­ве). В 1992 де­бю­ти­ро­вал как пе­вец в ро­ли Че­ло­ве­ка («Ли­тур­гия ог­ла­шен­ных» А. Л. Рыб­ни­ко­ва).

Соч.: «Моя на­де­ж­да, му­ка и на­гра­да…». М., 2004 (совм. с Е. В. Юсим).

Лит.: Тим­чен­ко М. Б. Плот­ни­ков. М., 1986.

Вернуться к началу