Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАНШО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шестакова

ПЛАНШО́Н (Planchon) Ро­же (12.9.1931, Сен-Ша­мон, деп-т Луа­ре – 12.5.2009, Па­риж), франц. ак­тёр, ре­жис­сёр, дра­ма­тург, те­ат­раль­ный дея­тель. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны под­ро­ст­ком уча­ст­во­вал в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния, за что в 13 лет был удо­сто­ен ор­де­на Во­ен­но­го кре­ста. Учил­ся в кон­гре­га­ции «Бра­тья хри­сти­ан­ских школ», где на­ча­лось зна­ком­ст­во П. с лит-рой и иск-вом. Был бан­ков­ским слу­жа­щим. Сце­нич. иск-ву учил­ся у С. Гийо.

Де­бю­ти­ро­вал на сце­не в 1949 по­ста­нов­кой ар­ле­ки­на­ды «Ве­сё­лая смерть» Н. Н. Ев­реи­но­ва. 22.5.1950 лю­би­тель­ская труп­па П. офи­ци­аль­но объ­я­ви­ла о соз­да­нии те­ат­раль­ной ком­па­нии «Вам-че­го» – по назв. од­ной из но­велл сб. «Ере­си­арх и ком­па­ния» Г. Апол­ли­не­ра (с 1952 Те­атр ко­ме­дии в Лио­не). В 1957–1972 воз­глав­лял Гор. те­атр Вий­ёр­ба­на (в мес­теч­ке близ Лио­на). На­ря­ду с клас­сич. дра­ма­тур­ги­ей (К. Мар­ло, У. Шек­с­пир, Моль­ер, П. Каль­де­рон, Г. фон Клейст), ста­вил пье­сы Б. Брех­та («Страх и ни­ще­та в Треть­ей им­пе­рии», 1956, «До­б­рый че­ло­век из Се­зуа­на», 1958, «Швейк во Вто­рой ми­ро­вой вой­не», 1960, и др.), А. Ада­мо­ва, М. Ви­на­ве­ра, Р. Вит­ра­ка. От­стаи­вал при­ори­тет сце­нич. тек­ста над дра­ма­ти­че­ским, за­щи­щая пра­во те­ат­ра на са­мо­сто­ят. трак­тов­ку пье­сы. Ми­ро­вую из­вест­ность П. при­нес­ли не­ожи­дан­ные ин­тер­пре­та­ции клас­си­ки: ро­ма­на «Три муш­ке­тё­ра» А. Дю­ма (1958, в ро­ли д’Артаньяна – П.), про­чи­тан­но­го в па­ро­дий­ном клю­че; по­эмы «Мёрт­вые ду­ши» Н. В. Го­го­ля (1960), тра­ге­дии «Бе­ре­ни­ка» Ж. Ра­си­на (1961), ко­ме­дий Моль­е­ра «Жорж Дан­ден» (1958, пе­ре­ос­мыс­ле­на в дра­му со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва) и «Тар­тюф» (1962) и др. Вме­сте с тем П. жи­во от­кли­кал­ся на вы­зо­вы со­вре­мен­но­сти: «Ка­рет­ный са­рай» (1962), «Си­ние, бе­лые, крас­ные» (1967), «Бес­че­стье» (1969) – по пье­сам собств. со­чи­не­ния, а так­же «Ос­па­ри­ва­ние и рас­тер­за­ние са­мой зна­ме­ни­той из фран­цуз­ских тра­ге­дий – "Си­да" Пье­ра Кор­не­ля…» (1969), по­став­лен­ной как дис­пут о «на­род­ном» и «бур­жу­аз­ном» те­ат­ре в от­вет на сту­денч. вол­не­ния 1968. По­ста­нов­ки П. объ­е­ди­ня­ли кри­тич. под­ход к ис­то­рии, ан­ти­кле­ри­каль­ные мо­ти­вы.

П. – один из ли­де­ров дви­же­ния де­цен­тра­ли­за­ции те­ат­ра – раз­ви­тия те­ат­раль­но­го иск-ва в ре­гио­нах. В 1972–2002 ди­рек­тор Нац. нар. те­ат­ра (до 1982 совм. с П. Ше­ро и Р. Жиль­бе­ром, в 1982–1986 с Жиль­бе­ром, в 1986–96 вме­сте с Жиль­бе­ром и Ж. Ла­во­да­ном), ко­то­рый в пер­вый же год сво­его ру­ко­во­дства пе­ре­нёс из Па­ри­жа в про­винц. Вий­ёр­бан. Сре­ди наи­бо­лее за­мет­ных по­ста­новок это­го пе­рио­да: «Тар­тюф» (1973; в гл. ро­ли – П.), пред­став­лен­ная как дра­ма пе­ре­лом­ной эпо­хи, «Чёр­ная сви­нья» (1973), ми­ракль «Жиль де Рэ» (1976; обе – по пье­сам собств. со­чи­не­ния), «Ио­не­ско» (1983; по мо­ти­вам пьес и ав­то­био­гра­фич. со­чи­не­ний Э. Ио­не­ско), «Ску­пой» Моль­е­ра (1986). В боль­шин­ст­ве сво­их по­ста­но­вок П. вы­сту­пал так­же как ак­тёр. Те­атр П. – по­сто­ян­ный уча­ст­ник Авинь­он­ско­го те­ат­раль­но­го фес­ти­ва­ля.

Р. Планшон в фильме «Дантон». 1983.

Сни­мал­ся в филь­мах: «Дан­тон» (1983; реж. А. Вай­да), «До­сье 51» (1993; реж. М. Де­виль) и мн. др. Снял три иг­ро­вых филь­ма: «Дан­ден» (1987), «Луи, ди­тя-ко­роль» (1993), «Лот­рек» (1998).

Соч.: Apprentissages: Mémoires. P., 2004; Théâtre complet. P., 2010.

Лит.: Copfermann E. Théâtres de R. Planchon. P., 1977; Daoust Y. R. Planchon: Director and playwright. Camb., 1981; Bataillon M. Un défi en province: Сhronique d’une aventure théâtrale. Chéreau, Planchon et leurs invités: TNP, Théâtre national populaire, 1972–1986. P., 2005.

Вернуться к началу