Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЛЯ́ВСКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 212

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




С. С. Пилявская в фильме «Покровские ворота». 1982.

ПИЛЯ́ВСКАЯ Со­фья Ста­ни­сла­вов­на (наст. имя. Со­фия Аде­лаи­да Ан­туа­нет­та) [4(17).5.1911, Крас­но­ярск – 21.1.2000, Мо­ск­ва], рос. ак­три­са, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1991). Из се­мьи польск. дво­ря­ни­на, по­ли­тич. ссыль­но­го. По окон­ча­нии дра­ма­тич. сту­дии под рук. З. С. Со­ко­ло­вой (се­ст­ры К. С. Ста­ни­слав­ско­го) с 1931 в труп­пе МХАТа (в осн. со­ста­ве с 1938; с 1989 в МХАТе им. А. П. Че­хо­ва). На­чи­на­ла с об­ра­зов мо­ло­дых со­вре­мен­ниц (На­та­ша – «Чу­дес­ный сплав» В. М. Кир­шо­на, Оля – «Пла­тон Кре­чет» А. Е. Кор­ней­чу­ка). Иск-во П. от­ли­ча­ли бла­го­род­ст­во сце­нич. фор­мы, стро­гая внеш­няя ма­не­ра иг­ры при рель­еф­ной чёт­ко­сти ри­сун­ка, уме­ние вы­явить «вто­рой план» ро­ли, вы­со­кая куль­ту­ра ре­чи, обая­ние жен­ст­вен­но­сти в со­че­та­нии с ос­ле­пи­тель­ной, изы­скан­ной кра­со­той: Со­фья («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ма­ри­этт («Вос­кре­се­ние» по Л. Н. Тол­сто­му), Ма­ша («Крем­лёв­ские ку­ран­ты» Н. Ф. По­го­ди­на), Бет­си Твер­ская и гра­фи­ня Врон­ская («Ан­на Ка­ре­ни­на» по Тол­сто­му), Нас­тя («На дне» М. Горь­ко­го), ле­ди Сни­ру­элл («Шко­ла зло­сло­вия» Р. Ше­ри­да­на), мис­сис Чив­ли («Иде­аль­ный муж» О. Уай­ль­да), Юлия Фи­липпов­на («Дач­ни­ки» Горь­ко­го) и др. В 1970–90-е гг. П. – бле­стя­щий мас­тер «воз­рас­тно­го» ре­пер­туа­ра (Глу­мо­ва – «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го, Ан­на Пав­лов­на – «Жи­вой труп» Тол­сто­го, Вой­ниц­кая – «Дя­дя Ва­ня» А. П. Че­хо­ва). Зна­чит. ра­бо­той ста­ла роль Нет­ты («Мо­с­ков­ский хор» Л. С. Пет­ру­шев­ской). Сре­ди позд­них ро­лей: Су­ма­сшед­шая ба­ры­ня («Гро­за» Ост­ров­ско­го), Ан­фи­са («Три се­ст­ры» Че­хо­ва), Хлё­сто­ва («Го­ре от ума»), Ба­ро­нес­са («Кра­си­вая жизнь» Ж. Ануя). В ки­но с 1949 («Ста­лин­град­ская бит­ва»). Сня­лась в филь­мах: «За­го­вор об­ре­чён­ных», «На се­ми вет­рах», «Всё ос­та­ёт­ся лю­дям», «Ан­на Ка­ре­ни­на», «Жи­вой труп», «По­кров­ские во­ро­та» и др. С 1954 пре­по­да­ва­ла в Шко­ле-сту­дии МХАТ (проф. с 1974). Гос. пр. СССР (1951).

Соч.: По дол­гу па­мя­ти. М., 1993; Гру­ст­ная кни­га. М., 2001.

Вернуться к началу