Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТИПА́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 67

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
М. И. Петипа. Сцена из балета «Баядерка» Л. Минкуса.

ПЕТИПА́ (Petipa) Ма­ри­ус Ива­но­вич [11.3.1818, Мар­сель – 1(14).7.1910, Гур­зуф; по­хо­ро­нен в С.-Пе­тер­бур­ге], франц. и рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог, ба­лет­мей­стер. Ро­дил­ся в се­мье тан­цов­щи­ка, пе­да­го­га и ба­летм. Ж. А. Пе­ти­па и ак­три­сы В. Мо­рель-Грас­со, брат пре­мье­ра Па­риж­ской опе­ры Люсь­е­на Пе­ти­па. Учил­ся ба­ле­ту у от­ца и О. Вест­ри­са. С дет­ст­ва вы­сту­пал на проф. сце­не, в 1838–46 тан­цов­щик и ба­лет­мей­стер в те­ат­рах Бор­до, Нан­та, Нью-Йор­ка, а так­же Мад­ри­да, где изу­чал нац. тан­цы, став их не­пре­взой­дён­ным зна­то­ком, позд­нее в сти­ли­зо­ван­ном ви­де вне­дрил их в клас­сич. ба­лет. В 1847 по­лучил ан­га­же­мент в С.-Пе­тер­бург, с ко­то­рым свя­зал всю даль­ней­шую жизнь. Де­бют­ные пар­тии – Люсь­ен д’Эрвильи [«Па­хи­та» Э. Дель­де­ве­за, по­ста­нов­ка П. совм. с Фре­де­ри­ком (П. Ма­ла­вернь)], Фа­био («Са­та­нил­ла, или Лю­бовь и ад» Н. А. Ре­бе­ра и Ф. Бе­нуа, по­ста­нов­ка П. совм. с Ж. А. Пе­ти­па) – оба ба­ле­та по мо­ти­вам па­риж­ских спек­так­лей Ж. Ма­зи­лье. Сре­ди др. пар­тий: Аль­берт и Кон­рад («Жи­зель» и «Кор­сар» А. Ада­на), Ах­мет («Пе­ри» Ф. Бур­гмюл­ле­ра), Феб де Ша­то­пер и Дья­во­ли­но («Эс­ме­раль­да» и «Ка­та­ри­на, дочь раз­бой­ни­ка» Ч. Пу­ньи), Ос­вальд («Ли­да, Швей­цар­ская мо­лоч­ни­ца» А. Ги­ро­ве­ца), Граф («Свое­нрав­ная же­на» Ада­на и Пу­ньи), Фа­уст («Фа­уст» Пу­ньи и Дж. Па­ниц­цы). Пер­вая са­мо­сто­ят. по­ста­нов­ка («Дочь фа­рао­на» Пу­ньи, 1862) име­ла та­кой ус­пех, что П. был на­зна­чен ба­лет­мей­сте­ром пе­терб. имп. те­ат­ров, а спек­такль со­хра­нял­ся в ре­пер­туа­ре до 1929. В 1869–1903 П. – гл. ба­лет­мей­стер сто­лич­ных имп. те­ат­ров, этот пе­ри­од во­шёл в ис­то­рию рус. и ми­ро­во­го ба­ле­та как «эпо­ха Пе­ти­па». Хо­рео­граф соз­дал в С.-Пе­тер­бур­ге 56 ори­ги­наль­ных спек­так­лей и 17 но­вых ре­дак­ций чу­жих ба­ле­тов. Ис­поль­зо­вав на­ход­ки сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка А. Сен-Ле­о­на, его уни­каль­ную фан­та­зию в по­ста­нов­ке мас­со­вых ан­самб­лей, П. со вре­ме­нем транс­фор­ми­ро­вал на­са­ж­дав­ший­ся Сен-Ле­о­ном жанр ба­ле­та-фее­рии. В по­ста­нов­ках П. окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся и на­шёл наи­выс­шее вы­ра­же­ние ака­де­мич. стиль клас­сич. ба­ле­та, а пе­терб. труп­па за­ня­ла по­ло­же­ние луч­шей в ми­ре. П. уде­лял боль­шое вни­ма­ние раз­ви­тию ба­лет­но­го об­ра­зо­ва­ния, тес­но со­труд­ни­чая с вы­даю­щим­ся пе­да­го­гом Х. Ио­ган­со­ном. В 1855–1887 пре­по­да­вал клас­сич. та­нец в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. В чис­ле наи­бо­лее зна­чит. по­ста­но­вок: «Царь Кан­давл» Пу­ньи (1868), «Дон Ки­хот» (1869, Мо­ск­ва; 1871, С.-Пе­тер­бург), «Ка­мар­го» (1872) и «Бая­дер­ка» (1877), все – Л. Мин­ку­са; «Та­лис­ман» Р. Дри­го (1889), «Зо­луш­ка» Б. А. Фи­тин­гоф-Ше­ля (1893, совм. с Э. Че­кет­ти и Л. И. Ивановым), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го (1895, совм. с Ива­но­вым). Ав­тор но­вых вер­сий «Кор­са­ра» (1863) и «Жи­зе­ли» (1884) Ада­на, «Коп­пе­лии» Л. Де­ли­ба (1884), «Эс­ме­раль­ды» (1886) и «Конь­ка-Гор­бун­ка» (1895) Пу­ньи, ко­то­рые со­хра­ни­лись до 21 в. в его ре­дак­ци­ях. Зре­лищ­ные и мно­го­на­се­лён­ные ба­ле­ты П. от­ли­ча­ли со­вер­шен­ное ком­по­зиц. мас­тер­ст­во, вир­ту­оз­ное со­еди­не­ние клас­сич., де­ми-клас­сич., ха­рак­тер­но­го тан­цев и ми­ми­че­ско­го иск-ва, уме­ние соз­дать об­раз с по­мо­щью сюи­ты раз­но­ха­рак­тер­ных тан­цев, бо­га­тей­шая хо­рео­гра­фич. лек­си­ка, тон­кое по­ни­ма­ние воз­мож­но­стей ис­пол­ни­те­ля. Твор­че­ст­во П. по­ло­жи­ло на­ча­ло на­прав­ле­нию т. н. хо­рео­гра­фич. сим­фо­низ­ма, ко­то­рое хо­рео­граф на­чал раз­ра­ба­ты­вать в кар­ти­нах «Те­ни» («Бая­дер­ка») и «Ожив­лён­ный сад» («Кор­сар»). Его наи­выс­шие дос­ти­же­ния свя­за­ны с со­вме­ст­ной ра­бо­той с ком­по­зи­то­ра­ми П. И. Чай­ков­ским («Спя­щая кра­са­ви­ца», 1890) и А. К. Гла­зу­но­вым («Рай­мон­да», 1898), в этих ба­ле­тах тан­це­валь­ные ком­по­зи­ции точ­но сле­ду­ют и рас­кры­ва­ют муз. раз­ви­тие дей­ст­вия. В то же вре­мя П. был мас­те­ром хо­рео­гра­фич. де­та­ли, что на­шло от­ра­же­ние в его од­но­акт­ных ба­ле­тах – «Сон в лет­нюю ночь» на му­зы­ку Ф. Мен­дель­со­на (1876), «Про­бу­ж­де­ние Фло­ры» (1894) и «Ар­ле­ки­на­да» (1900) Дри­го, «При­вал ка­ва­ле­рии» Й. Ар­мс­гей­ме­ра (1896), «Ис­пы­та­ние Да­ми­са» и «Вре­ме­на го­да» Гла­зу­но­ва (оба 1900). На­сле­дие П., хо­тя и под­верг­шее­ся зна­чит. ре­дак­ти­ро­ва­нию, со­став­ля­ет ос­но­ву клас­сич. кор­пу­са в ми­ро­вом ба­лет­ном ре­пер­туа­ре. Ме­ж­ду тем эта по­пу­ляр­ность при от­сут­ст­вии еди­ной и уни­вер­саль­ной сис­те­мы за­пи­си тан­ца при­ве­ла к то­му, что не су­ще­ст­ву­ет точ­ных вер­сий хо­рео­гра­фии П. В свя­зи с этим с кон. 20 в. уча­сти­лись по­пыт­ки при­бли­зить су­ще­ст­вую­щие ре­дак­ции к ори­ги­на­лам. В ос­но­ву лег­ли ар­хи­вы Н. Г. Сер­гее­ва (в 1903–17 ре­жис­сёр Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра), сле­див­ше­го за со­хра­не­ни­ем ре­пер­туа­ра и за­фик­си­ро­вав­ше­го его часть по ме­то­ду В. И. Сте­па­но­ва. Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но в этом на­прав­ле­нии ра­бо­та­ет С. Г. Ви­ха­рев, вос­ста­но­вив­ший ба­ле­ты «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1999, Ма­ри­ин­ский те­атр), «Коп­пе­лия» (2001, Но­во­си­бир­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та; 2009, Боль­шой те­атр), «Бая­дер­ка» (2002), «Про­бу­ж­де­ние Фло­ры» (2007), оба – Ма­ри­ин­ский те­атр, «Рай­мон­да» (2011; «Ла Ска­ла», Ми­лан).

Соч.: [В кн.:] М. Пе­ти­па. Ма­те­риа­лы. Вос­по­ми­на­ния. Ста­тьи. Л., 1971; Ме­муа­ры. СПб., 1996.

Лит.: Пле­ще­ев А. М. И. Пе­ти­па (1847–1907). СПб., 1907; Леш­ков Д. М. Пе­ти­па (1822–1910). К сто­ле­тию его ро­ж­де­ния. П., 1922; Сло­ним­ский Ю. П. И. Чай­ков­ский и ба­лет­ный те­атр его вре­ме­ни. М., 1956; Га­ев­ский В. М. Ди­вер­тис­мент. М., 1981; он же. Дом Пе­ти­па. М., 2000; Scholl T. From Petipa to Balanchine: classical revival and the modernisation of ballet. L.; N. Y., 1994; idem. «Sleeping Beauty», a le­gend in progress. New Haven, 2004; Те­ля­ков­ский В. А. Днев­ни­ки ди­рек­то­ра Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров, 1898–1901. Мо­ск­ва. М., 1998; он же. Днев­ни­ки ди­рек­то­ра Им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров, [1901–1909]. Санкт-Пе­тер­бург. М., 2002–2011. [Т. 1–3]; Во­лын­ский А. Ста­тьи о ба­ле­те. СПб., 2002; Ба­лет­мей­стер М. Пе­ти­па. Вла­ди­мир, 2006; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. 2-е изд. СПб. [и др.], 2008; Ва­зем Е. За­пис­ки ба­ле­ри­ны Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Боль­шо­го те­ат­ра, 1867–1884. СПб., 2009.

Вернуться к началу