Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТИ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 67

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕТИ́ (Petit) Ро­лан (13.1.1924, Виль­момбль – 10.7.2011, Же­не­ва), франц. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. В 1933–40 учил­ся в шко­ле при Па­риж­ской опе­ре, в 1940–44 ар­тист это­го те­ат­ра. Со­вер­шен­ст­во­вал­ся так­же у рус. пе­да­го­гов – ма­дам Ру­занн (Р. Сар­ги­сян) и Б. Кня­зе­ва. Од­на из пер­вых зна­чит. пар­тий – Кар­ме­ло («Лю­бовь-вол­шеб­ни­ца» М. де Фа­льи, ба­летм. С. Ли­фарь). Пер­вые по­ста­но­воч­ные опы­ты в 1942–44. Как ис­пол­ни­тель и хо­рео­граф уча­ст­во­вал в «Ве­че­рах тан­ца» в па­риж­ском Те­ат­ре Са­ры Бер­нар (1944). В 1945 ор­га­ни­зо­вал труп­пу «Ба­лет Ели­сей­ских По­лей», ко­то­рой ру­ко­во­дил до 1947 (сре­ди по­ста­но­вок: «Бро­дя­чие ко­ме­ди­ан­ты» А. Со­ге, «Сви­да­ние» Ж. Кос­ма, обе 1945; «Юно­ша и Смерть» на му­зы­ку И. С. Ба­ха, 1946). В 1948–67 воз­глав­лял собств. труп­пу «Ба­лет Па­ри­жа», од­но­вре­мен­но ста­вил ба­ле­ты в др. те­ат­рах и труп­пах Ев­ро­пы: «Де­вуш­ки но­чи» Ж. Фран­се (1948), «Кар­мен» на му­зы­ку Ж. Би­зе (1949), «По­жи­ра­тель­ни­ца брил­ли­ан­тов» Ж. М. Да­ма­за (1950), «Волк» А. Дю­тийё (1953), «Ком­на­та» Ж. Ори­ка (1955), «Си­ра­но де Бер­же­рак» М. Кон­ста­на (1959) и мн. др. Со­труд­ни­чал с Гол­ли­ву­дом. Пер­вые но­ва­тор­ские по­ста­нов­ки П. мож­но рас­смат­ри­вать как ре­ак­цию на ака­де­мич. стиль спек­так­лей Па­риж­ской опе­ры. В них на­ме­ти­лись две осн. ли­нии его твор­че­ст­ва – ли­ри­ко-дра­ма­ти­че­ская, дос­ти­гаю­щая ино­гда тра­ге­дий­но­го зву­ча­ния, и гро­те­ско­во-ко­ме­дий­ная. В 1965–72 ра­бо­тал в Па­риж­ской опе­ре (ба­ле­ты: «Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» М. Жар­ра, 1965; «Ту­ран­га­ли­ла» на му­зы­ку О. Мес­сиа­на, 1968; в 1970 в те­че­ние 6 мес воз­глав­лял ба­лет­ную труп­пу). В 1970–75 вла­дел ка­ба­ре «Ка­зи­но де Па­ри», для ко­то­ро­го ста­вил ре­вю. Сре­ди по­ста­но­вок в др. те­ат­рах: «По­те­рян­ный рай» (Ко­ро­лев­ский ба­лет, Лон­дон) и «24 пре­лю­дии» Кон­ста­на (Гам­бург) – обе 1967; «Экс­та­зы» на му­зы­ку А. Н. Скря­би­на (1968, «Ла Ска­ла», Ми­лан), «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» на му­зы­ку А. Шён­бер­га (1969, Ко­ро­лев­ский ба­лет, Лон­дон), «Дикс, или Эрос и Смерть» на сбор­ную му­зы­ку (1993, Бер­лин­ская гос. опе­ра), «Ба­лет на му­зы­ку Дю­ка Эл­линг­то­на» (2001, «Аса­ми Ма­ки бал­ле», То­кио), «Ли­хо­рад­ка суб­бот­ним ве­че­ром» на му­зы­ку груп­пы «Би Джиз» (Bee Gees; 2008, Ва­лен­сия). В этих по­ста­нов­ках в пол­ной ме­ре об­на­ру­жил­ся его дар пла­сти­че­ски-вы­ра­зит. ком­по­нов­ки мас­со­вых сцен и ост­роп­си­хо­ло­гич. ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции об­ра­зов. В 1972–98 П. – ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель Мар­сель­ско­го ба­ле­та, где во­зоб­но­вил ряд преж­них по­ста­но­вок и осу­ще­ст­вил но­вые: «За­жи­гай­те звёз­ды!» на сбор­ную му­зы­ку (1972, по про­из­ве­де­ни­ям В. В. Мая­ков­ско­го), «Ар­ле­зи­ан­ка» на му­зы­ку Би­зе и «Пруст, или Пе­ре­бои серд­ца» на сбор­ную му­зы­ку (обе 1974), «Па­мя­ти ан­ге­ла» на му­зы­ку А. Бер­га и «Пле­ни­тель­ный ритм» на му­зы­ку К. Пор­те­ра, Дж. Гер­шви­на и Дж. Кер­на (обе 1977), «Го­лу­бой ан­гел» Кон­ста­на (1985), «Моя Пав­ло­ва» на сбор­ную му­зы­ку (1988), «Бо­ле­ро» М. Ра­ве­ля (1996); собств. хо­рео­гра­фич. вер­сии «Коп­пе­лии» Л. Де­ли­ба (1975), «Щел­кун­чи­ка» (1976), «Спя­щей кра­сави­цы» (1990) и «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» («Ле­бе­ди­ное озе­ро, или Кол­дов­ская си­ла», 1998) П. И. Чай­ков­ско­го. Ста­вил так­же тан­цы в мю­зик-хол­лах, па­риж­ских ка­зи­но, про­грам­мах ре­вю и те­ле­ви­де­ния. П. тя­го­тел к кон­фликт­ной ба­лет­ной дра­матур­гии, ди­на­мич­но­сти сю­же­та, яр­ко очер­чен­ной об­раз­но­сти. «Ак­тёр­ский» те­атр П. не­из­мен­но учи­ты­вал ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти да­ро­ва­ния ис­пол­ни­те­ля, мно­гие его по­ста­нов­ки соз­да­ны спе­ци­аль­но для З. Жан­мер (с 1954 же­на П.), Ж. Шар­ра, Р. Х. Ну­рее­ва, М. М. Пли­сец­кой, М. Н. Ба­рыш­ни­ко­ва, Н. Р. Ма­ка­ро­вой, Н. М. Цис­ка­рид­зе, У. В. Ло­пат­ки­ной и др. Нео­ро­ман­ти­че­ское по ду­ху иск-во П. со­хра­ня­ло связь с на­сле­ди­ем клас­сич. хо­рео­гра­фии, од­на­ко он стре­мил­ся пре­одо­леть от­вле­чён­ность тан­це­валь­ной лек­си­ки, обо­га­щая её эле­мен­та­ми тан­ца мю­зик-хол­ла, пан­то­ми­мы и соб­ст­вен­но дра­ма­тич. иск-ва. Не­од­но­крат­но при­ез­жал в СССР и РФ. Сре­ди по­ста­но­вок в отеч. те­ат­рах: «Со­бор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» (Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва, 1978; моск. Боль­шой те­атр, 2003), «Ги­бель ро­зы» на му­зы­ку Г. Ма­ле­ра (1973), «Пи­ко­вая да­ма» на му­зы­ку П. И. Чай­ков­ско­го и «Пас­са­ка­лья» на му­зы­ку А. Ве­бер­на (Боль­шой те­атр, 2001), «Юно­ша и Смерть» (Боль­шой те­атр, 2010), «Коп­пе­лия» (Моск. муз. те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, 2012; спек­такль по­ста­вил Л. Бо­ни­но, мно­го­лет­ний ас­си­стент П.). Гос. пр. РФ (2001).

Соч.: Temps liés avec Noureev. P., 1998; Я тан­це­вал на вол­нах. М., 2008.

Лит.: Чис­тя­ко­ва В. Р. Пе­ти. Л., 1977; Man­noni G. R. Petit. P., 1984; R. Petit: une cho­régraphe et ses danseurs. P., 1992; Fiette A. Z. Jeanmaire, R. Petit: un patrimoine pour la danse. P.; Gen., 2007.

Вернуться к началу