Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАДЖА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 287

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
С. И. Параджанов. Кадр из фильма «Цвет граната». 1970.

ПАРАДЖА́НОВ Сер­гей Ио­си­фо­вич (наст. имя и фам. Сар­кис Па­ра­джа­нян) (9.1.1924, Тиф­лис, ны­не Тби­ли­си – 20.7.1990, Ере­ван), укр. и арм. ре­жис­сёр, сце­на­рист, ху­дож­ник, нар. арт. Арм. ССР (1990), нар. арт. Укр. ССР (1990). В 1942–43 учил­ся на стро­ит. ф-те Тби­лис­ско­го ин-та ин­же­не­ров ж.-д. транс­пор­та, в 1943–45 – на во­каль­ном от­де­ле­нии Тби­лис­ской конс. (в 1945 пе­ре­вёл­ся в Моск. конс., пе­да­гог Н. Л. Дор­ли­ак). В 1951 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская И. А. Сав­чен­ко, за­тем А. П. Дов­жен­ко). В 1949–60 ра­бо­тал на ки­но­сту­дии им. Дов­жен­ко в Кие­ве, за­тем на сту­ди­ях «Ар­мен­фильм» и «Гру­зия-фильм». П. – соз­да­тель ав­тор­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа, со­че­таю­ще­го приё­мы иг­ро­во­го ки­но и жи­во­пи­си, ос­но­ван­но­го на сти­ли­за­ции фольк­лор­ных мо­ти­вов разл. на­ро­дов. Тя­го­те­ние к де­ко­ра­тив­ной эт­но­гра­фич­но­сти и при­ори­те­ту жи­во­пис­ной ста­ти­ки над пла­сти­че­ской ди­на­ми­кой про­яви­лось уже в пер­вом ф. «Ан­д­ри­еш» (1955, совм. с Я. Л. Ба­зе­ля­ном). Сти­ли­стич. еди­не­ни­ем ро­ман­тич. тор­же­ст­вен­но­сти и соц­реа­ли­стич. без­апел­ля­ци­он­но­сти от­ли­ча­ют­ся филь­мы «Пер­вый па­рень» (1959), «Ук­ра­ин­ская рап­со­дия» (1961), «Цве­ток на кам­не» (1962). Ори­ги­наль­на по те­ма­ти­ке, за­мыс­лу, ки­но­язы­ку кар­ти­на «Те­ни за­бы­тых пред­ков» (1965) – ме­та­фи­зич. про­ек­ция ду­хов­ной ат­мо­сфе­ры 1960-х гг., при­нёс­ших ос­во­бо­ж­де­ние от со­ци­аль­но-кол­лек­тив­ной идео­ло­гии и од­но­вре­мен­но ощу­ще­ние эк­зи­стен­ци­аль­но­го ту­пи­ка. Сня­тый в экс­прес­сив­но-по­этич. клю­че, фильм вво­дит в пан­теи­стич. мир ар­ха­ич. куль­ту­ры гу­цуль­ских кре­сть­ян, жи­ву­щих внут­ри веч­но­го, ос­та­нов­лен­но­го вре­ме­ни. Здесь впер­вые на сов. эк­ра­не про­яви­лось он­то­ло­гич. соз­на­ние, обо­зна­чи­лась связь выс­ше­го ра­зу­ма и че­ло­ве­ка, вы­ра­жен­ная на чув­ст­вен­ном, обо­ст­рён­но-эмо­цио­наль­ном уров­не. О ду­хов­ном пу­ти Са­ят-Но­вы по­ве­ст­ву­ет ф. «Цвет гра­на­та» (1970) – че­ре­да за­стыв­ших, на­сы­щен­ных мощ­ной об­раз­но­стью фан­та­стич. ин­стал­ля­ций, от­ли­чаю­щих­ся слож­ной кон­ст­рук­ци­ей и чрез­мер­ной за­шиф­ро­ван­но­стью. В 1973–77 П. от­бывал на­ка­за­ние в тюрь­ме и ко­ло­нии по сфаб­ри­ко­ван­но­му об­ви­не­нию. Ос­во­бо­ж­дён бла­го­да­ря ши­ро­кой кам­па­нии про­тес­та, в ко­то­рой уча­ст­во­ва­ли вид­ней­шие дея­те­ли куль­ту­ры (М. Ан­то­нио­ни, Л. Ара­гон, Л. Вис­кон­ти, Ж. Л. Го­дар, Ф. Трюф­фо, Ф. Фел­ли­ни и др.). В 1984 П. снял (совм. с Д. И. Аба­шид­зе) ки­но­прит­чу «Ле­ген­да о Су­рам­ской кре­по­сти», раз­ви­ваю­щую прин­ци­пы по­этич. ки­но. Фильм «Ашик-Ке­риб» (1989, совм. с Аба­шид­зе, по мо­ти­вам од­но­им. по­эмы М. Ю. Лер­мон­то­ва; П. так­же ху­дож­ник по кос­тю­мам) – изящ­ная им­про­ви­за­ция на вос­точ­ные те­мы. Со вре­ме­нем смы­сло­вое на­ча­ло в филь­мах П. ис­тон­ча­лось, транс­фор­ми­ру­ясь в об­раз­но-ви­зу­аль­ный ряд. По­ста­вил до­ку­мен­таль­ные филь­мы: «Дум­ка» и «На­та­лия Уж­вий» (оба 1957), «Акоп Ов­на­та­нян» (1968), «Ара­бе­ски на те­му Пи­рос­ма­ни» (1986). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их кар­тин, а так­же филь­мов др. ре­жис­сё­ров («Этю­ды о Вру­бе­ле» Л. М. Осы­ки, 1989; «Ле­бе­ди­ное озе­ро. Зо­на» Ю. Г. Иль­ен­ко, 1990). Соз­да­вал пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, ри­сун­ки, кол­ла­жи и ин­стал­ля­ции. Гос. пр. Укр. ССР им. Т. Г. Шев­чен­ко (1991, посм.). В 1992 вы­шел ф. «Па­ра­джа­нов: По­след­няя вес­на» М. М. Вар­та­но­ва и Г. И. Мел­ко­ня­на, в ко­то­ром ис­поль­зо­ва­ны ки­но­ма­те­риа­лы П. (вклю­чая не­за­кон­чен­ный ф. «Ис­по­ведь»). Твор­че­ст­ву П. по­свя­щён ф. «Я умер в дет­стве» Г. Г. Па­ра­джа­но­ва (2004).

Соч.: Са­ят-Но­ва. Ис­по­ведь. Ле­бе­ди­ное озе­ро – зо­на. Сце­на­рии // Ки­но­сце­на­рии. 1990. № 1; Ки­ев­ские фре­ски. Сце­на­рий // Ис­кус­ст­во ки­но. 1990. № 12; «Что­бы не мол­чать, бе­русь за пе­ро» // Там же; Экс­промт. Пись­ма в Зо­ну // Там же; Intermezzo. Сце­на­рий // Ки­но­сце­на­рии. 1991. № 3; Ис­по­ведь. Сце­на­рий // Там же. 1993. № 6.

Лит.: Лот­ман Ю. Но­виз­на ле­ген­ды // Ис­кус­ст­во ки­но. 1987. № 5; Чер­нен­ко М. М. С. Па­ра­джа­нов. М., 1989; Гри­го­рян Л. Р. Три цве­та од­ной стра­сти: трип­тих С. Па­ра­джа­но­ва. М., 1991; он же. Па­ра­джа­нов. М., 2011; Вар­та­нов М. Встре­чи с С. Па­ра­джа­но­вым // Ки­но Ар­ме­нии. М., 1994; Ка­та­нян В. В. Па­ра­джа­нов. Це­на веч­но­го празд­ни­ка. М., 2001.

Вернуться к началу